18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Камнерез номер один

Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва
Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва

Василий Коноваленко (1929–1989), возродивший традиции скульптуры из твердых камней, которой славились русские фирмы Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского, стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в одном из ведущих музеев страны (она прошла с невиданным успехом в Русском музее в 1973 году). Работы его приобрел даже Гохран как национальное достояние.

К почти забытой в советское время мелкой пластике из самоцветов Коноваленко, работавший художником Кировского (Мариинского) театра, пришел, когда создавал декорации к постановке в 1957 году балета Сергея Прокофьева Каменный цветок. На выставке Во власти камня Музеи Московского Кремля представят около 100 работ из коллекции музея «Самоцветы» (Москва), Гохрана РФ, Музея естественной истории Денвера (Колорадо, США), из собрания семьи художника в Вене, Нью-Йорке, из частных коллекций. Будут не только скульптуры из самоцветов, но и работы из бронзы и серебра, графика, эскизы театральных декораций. Большинство скульптур, созданных Коноваленко, изображают героев русских сказок, забавные сценки из жизни: рыбалку (На мормышку), подвыпивших мужичков (Бражники), старика и старуху, перематывающих пряжу (Бабушка и дедушка). А в «каменном зоопарке» мастера главным героем, безусловно, является великолепный — и по размерам, и по мастерству  исполнения — Бегемот, облицованный пластинами малахита в трудоемкой технике русской мозаики.

Будут среди экспонатов и совсем необычные вещи. Получив как-то госзаказ на скульптуру из самоцветов Владимира Ленина с бревном на субботнике, Коноваленко в результате ограничился знаменитой кепкой Ильича и его сапогами.

В 1981 году скульптор вынужден был уехать в США, где скоро стал очень популярен, — и продолжал создавать образы, связанные с Россией (Странник/Старовер). Только единичные работы посвящены американской теме, как портрет Мартина Лютера Кинга и композиция, изображающая американских старателей ХIХ века. В конце 1980-х мастер хотел вернуться на родину и создать школу камнерезного искусства. Но, увы, этому помешала его внезапная смерть. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+