18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Антарктическая биеннале разбивает лед непонимания

Одна из самых авантюрных художественных затей нашего времени — биеннале современного искусства в Антарктиде — становится все ближе к осуществлению. Смелая идея, предложенная нашим соотечественником, художником-моряком Александром Пономаревым, завоевывает все новых сторонников.

Так, на Архитектурной биеннале в Венеции (проходит до ноября) можно увидеть антарктический наднациональный, как его аттестуют организаторы, павильон. Архитектор Хани Рашид (партнер нью-йоркского бюро Asymptote, будет строить в Москве на ЗИЛе филиал Эрмитажа) и ученики его студии в Венском институте прикладных искусств представляют проекты, пока что кажущиеся утопией: океанический научный центр с рыбной фермой, антарктический сервер-сити, проекты, посвященные антарктической еде и энергии. Художественным освоением Антарктиды заняты и многие другие авторы, в том числе российские. В 2014 году в той же Венеции антарктический павильон представил Надим Самман — член оргкомитета Антарктической биеннале, а пока куратор Московской биеннале молодого искусства.

В апреле презентация биеннале «вверх тормашками», как ее называет Самман, прошла в Москве в фонде IN ARTIBUS. В совет попечителей арт-экспедиции входит Анна Cомерс Кокс, редакционный директор The Art Newspaper. «Это биеннале в русле великой русской традиции художественных проектов утопической, философской природы, ее девиз „mobilis in mobile“ позаимствован у легендарного капитана Немо, — рассказывает она. — Мы отправимся в плавание в следующем году, и я, возможно, буду на борту корабля».

Предполагается, что в 2017 году команда художников, ученых, музейщиков и журналистов выдвинется в сторону Южного полюса на российском научно-исследовательском судне «Академик Иоффе» из города Ушуая (Аргентина). «На борту мы везем произведения искусства, которые можно будет быстро инсталлировать, сделать фото- и видеодокументацию, потом все это убрать и двигаться дальше. Плавание планируется в течение 15 дней, и каждый день — какое-то открытие, праздник», — рассказывал Александр Пономарев нашей газете год назад. Тогда же он оценивал бюджет биеннале в €4 млн. Над проектом он работает с 2011 года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+