18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Сергей Базилев уточняет, что такое русский гиперреализм

№43
Материал из газеты

Ретроспектива классика отечественного фотореализма в галерее Artstory

Надо быть отчаянно смелым, чтобы в 1971 году в СССР, стране победившего реализма, пусть и с обязательным уточнением «социалистический», изобразить Тару и сделать ее манифестом будущего русского гиперреализма. Это вам не в Штатах, десятилетиями воспитанных на Джексоне Поллоке, увековечить Закусочную с никелированными табуретками, как сделал американский гиперреалист Ральф Гоингс.

Тара считается первым ­отечественным произведением гиперреализма, а ее создатель Сергей Базилев, в теперь почти мифологемном 1971-м первокурсник Киевского художественного института, — соответственно, отцом-основателем. Это звание он подтвердил через несколько лет, создав группу «Шесть», куда кроме него вошли Сергей Гета, Алексей Тегин, Николай Филатов, Сергей Шерстюк. Все они изображены на картине Базилева Однажды на дороге. Кирилл Светляков, куратор прошлогодней выставки Гиперреализм в Государственной Третьяковской галерее и автор статьи к нынешней выставке, назвал изображение встречи шестерых юношей на дороге иконой группы. Она распалась еще в советские времена, Базилев к тому времени перебрался в Москву и за прошедшие уже три десятка лет собрал в свое портфолио сотню выставок, пополнив собрания десятка престижных музеев по всему свету.

Название проекта Уточнение взято из Иосифа Бродского и уточняет отличия русского гиперреализма от международного. По мнению Светлякова, «в интерпретации советских „гиперов“ картина реальности расслаивается, раскалывается и выглядит поврежденной множественными разрывами». Действительно, какой там фотореализм в портрете Андрея Тарковского, «разорванного» цитатой из рембрандтовского Возвращения блудного сына! Или в лице одноглазого мужчины, портрет которого инкрустирован в теннисную ракетку в картине Матч-болл. Разве что смачный поцелуй в работе Добрые дела напомнит о натуралистичных свадебных фотографиях. Кстати, портрет Тарковского в перестроечные годы получил золотую медаль ЦДХ.

Artstory показывает 100 картин Базилева, от Тары до самых новых из серии Легенды Центрального спортивного клуба армии (портреты Виктора Тихонова, Ирины Родниной, Елены Исинбаевой). И снова художник работает «на разрыв» между образами суперзвезд большого спорта, навязанными массмедиа, и кровью, потом и слезами, которые стоят за рекордами и медалями.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+