18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка достижений народного художественного хозяйства

Большая экспозиция отечественного наива в павильоне «Карелия» на ВДНХ

Символично, что выставка наивных художников проходит на бывшей Выставке достижений народного хозяйства. Они и правда народные художники, любимые как профессионалами, так и обычными зрителями. К тому же одна из первых выставок, открывших наивное искусство народу, От наивного искусства до кича, прошла 25 лет назад именно на ВДНХ. Теперь же около 200 произведений из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно» собрали в павильоне «Карелия». Коллекция наивного искусства появилась в музее в 1990-е, когда на волне интереса ко всему неформатному наив начал собирать научный сотрудник музея Вадим Помещиков.

На нынешней выставке ее куратор Алексей Лебедев попытался систематизировать это несистемное искусство, выделив типичные для него темы. Любовь, родина, животные, герои, пространство, изобилие, праздник и даже советский миф — все мотивы отечественного наива разложены по полочкам. В работах примитивистов огромные рыбы с человечьими глазами бороздят моря, столы ломятся от диковинных яств, люди исключительно «добрые» и даже гении кажутся почти родными. Что бы ни изображал наивный художник, получается рай земной, не меньше. На полотнах Кати Медведевой выделывают заковыристые па балерины, которые, по словам художницы, «как и дети, похожи на ангелов небесных, только по земле ходят». В картинах Елены Волковой гуляют животные невиданной красы: тут и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Словом, рай до грехопадения. У Павла Леонова рай советский, режимный — оттого в его картинах все структурировано, всему свое место в священной государственной иерархии.

Помимо звезд наивного искусства, открытых в ­1990-е, покажут и менее известных, но не менее самобытных авторов — всего их 70. Открытием выставки называют скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева. В названии выставки не зря разделены самодеятельные и наивные авторы. Споры о терминологии в отношении так называемого наивного искусства ведутся давно. Исследователь русского примитива Ксения Богемская писала, что наших художников следует относить к наивным с большой натяжкой. Ведь многие из них имели опыт тюремного заключения, бездомности или психиатрического лечения, что дает основания называть их, скорее, аутсайдерами. Действительно, у них часто довольно схожие биографии, не менее интересные, чем их картины. Часто такой самородок работает плотником или сапожником в глуши, а на досуге вырубает ангелоподобных чурбанчиков. Кто-то ищет свой путь всю жизнь, кто-то открывает талант в глубоко преклонном возрасте, как Баба Люба (Майкова), которая начала писать картины в 85 лет. Одни становятся участниками столичных выставок, продаются в галереях, и аутсайдерами их назвать можно с натяжкой, другие так и прозябают в безвестности. Терминология — вопрос темный, а радость от восприятия наивного искусства, как его ни назови, бес­спорна.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+