18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

РОСИЗО показывает 100 лет русского искусства

На ВДНХ открылась Галерея РОСИЗО — выставочная площадка одноименного государственного музейно-выставочного центра. Разместилась она в павильоне № 66, бывшем павильоне «Культура», а до 1964 года — «Узбекская ССР». Здание РОСИЗО получил в льготную аренду при условии реставрации осенью прошлого года. Первым проектом Галереи РОСИЗО стала выставка «Всегда новое. Всегда современное. Искусство XX–XXI веков». У экспозиции довольно амбициозная цель — показать знаковые произведения более чем за 100 лет истории отечественного искусства.

Церемония открытия прошла с размахом. Оркестр Детского музыкального театра имени Наталии Сац исполнил сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!», символизирующую, видимо, после церемонии открытия Олимпиады в Сочи, художественные поиски авангарда (сюита была написана только в 1960-х и к авангарду начала века имеет весьма косвенное отношение, хотя тема из нее, использовавшаяся в качестве музыкальной увертюры к главной новостной программе СССР — «Время», и была долгие годы символом советских достижений). Дань русской театральной традиции отдали исполнением сцены половецких плясок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Открытие посетили вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, выразившая надежду на то, что «новый экспозиционный центр станет местом серьезного притяжения, образования, культурного познания для москвичей, гостей столицы, для россиян», министр культуры РФ Владимир Мединский, который поблагодарил администрацию ВДНХ за передачу нескольких павильонов министерству, директор РОСИЗО Сергей Перов и председатель президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов.

Несмотря на обещание показать в экспозиции самые знаковые работы XX–XXI веков, хрестоматийных вещей уровня «Черного квадрата» в галерее увидеть не удастся. У выставки три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960–1980-е годы и период с 1980-х по настоящее время. В первом разделе совместили авангард и соцреализм, причем последний показан в значительных объемах. Авангард представлен работами Ивана Клюна, Александры Экстер, Ивана Малютина и других. От соцреализма выступают, конечно, Александр Дейнека, Аркадий Пластов, Вячеслав Мариупольский и еще целый ряд художников.

Переход к 1960–1980-м годам происходит через аудиовизуальную инсталляцию «Архитектоны» Яна Калнберзина и Евгения Афонина, которую предоставил центр МАРС. Во втором разделе показано официальное искусство, в том числе замечательное полотно «Никита Хрущев и Фидель Кастро в березовой роще» Марата Самсонова и гораздо менее экстатические работы Гелия Коржева, Таира Салахова и Натальи Нестеровой. Здесь же — неофициальные мастера: Владимир Андреенков, Евгений Рухин и Борис Орлов.

Неожиданно солидный раздел посвящен современному искусству — с конца XX века до наших дней. Причем «до наших дней» стоит понимать буквально: на выставке есть работы 2016 года. Почти треть произведений в зале предоставлена галереей «Триумф», в том числе недавно выставлявшаяся там серия «ТЦ» Павла Отдельнова и несколько работ группы Crocodile Power. Помимо молодых художников, здесь присутствуют признанные классики современного искусства: Валерий Кошляков, Эрик Булатов, Ирина Нахова.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+