18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Фасадам «Версаля на Зацепе» вернут исторический облик

№42
Материал из газеты

Комплекс главного здания Театрального музея имени А. А. Бахрушина за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы

Фасады главного здания Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина затянуты лесами, на них идут реставрационные работы, по завершении которых в начале лета особняк внешне вернется к первоначальному замыслу Карла Гиппиуса, семейного архитектора купцов Бахрушиных и автора китайской стилистики чайного магазина Перлова на Мясницкой.

В этот дом, построенный в конце 1890-х годов в духе английской готики на подаренном к свадьбе участке, Алексей Бахрушин пере­ехал вскоре после женитьбы. Молодые супруги сразу отвели несколько комнат в цокольном этаже для хранения театральной коллекции, которая к настоящему времени разрослась до 1,5 млн экспонатов. С момента постройки особняк никогда серьезно не реставрировался, лишь в середине прошлого века его внутреннее устройство было серьезно изменено; пышный декор остался только на парадном входе, а косметические работы на фасадах проводились почти 30 лет назад.

«Мы максимально восстанавливаем те детали, которые по проекту были неотъемлемой частью экстерьера здания, но по разным причинам пострадали. Например, когда исчезло печное отопление, исчезли и навершия очень красивых печных труб. Все это мы восстанавливаем. К счастью, сохранились чертежи и фотографии», — рассказал TANR генеральный директор музея Дмитрий Родионов.

Стремление музейщиков сохранить здание позволило в 2014 году неожиданно пополнить собрание бюстами выдающихся театральных деятелей, спрятанными в подлестничном пространстве. Сейчас некоторые из них, как, например, барельеф Сандро Моисси в роли Эдипа Анны Голубкиной, выставляются, а другие ожидают реставрации.

«Советская вешалка на 20 крючков нам всем как-то надоела, мы попытались обустроить зону приема посетителей, раскрыли проходы с главной лестницы в цокольный этаж, которые в советское время заложили кирпичами, и обнаружили бюсты. Предположительно, они оказались там из-за спешной эвакуации в начале Великой Отечественной войны», — рассказал директор музея.

Благодаря тому, что комплекс главного здания музея за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы «Версаля на Зацепе», как называли усадьбу современники Бахрушина за необычную архитектуру особняка и пышный сад. Уже сейчас на расчищенном от руин фабрики участке зеленеет газон, а весной приведут в порядок территорию медсанчасти, где к середине 2018 года планируется открыть музейный центр.

После того как завершатся работы на исторической ограде и выходящих на Садовое кольцо и улицу Бахрушина фасадах, специалисты приступят к боковым фасадам и восстановлению зимнего сада. Что касается утраченного внутреннего убранства, то, как шутит Родионов, его можно будет воссоздать, если на музей свалятся хотя бы несколько миллионов долларов. Пока же Министерство культуры РФ на все преобразования и расширение музея выделяет порядка 420 млн руб. на период с 2015 по 2018 год.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+