Когда выдающийся немецкий художник Каспар Давид Фридрих впервые представлял Монаха у моря (1808–1810) и Аббатство в дубовом лесу (1809–1810) на выставке в Берлинской академии в 1810 году, он попросил повесить эти полотна рядом. Их тогда же приобрел прусский король Фридрих Вильгельм III, и с тех пор судьбы этих картин, ставших самой знаменитой парой в берлинской Старой национальной галерее, неразрывно связаны.
Три года назад эти работы, пожалуй, самого известного немецкого романтика сняли с экспозиции для реставрации. При поддержке Фонда Альфреда Круппа фон Болена унд Гальбаха реставраторы провели их анализ и обнаружили, что эти хрупкие полотна пострадали от «десятилетий небрежения» и неумелых реставраций предыдущих времен, приведших к серьезному искажению первоначального изображения.
Глава консервационно-реставрационного отдела музея Кристина Месль рассказала, что «основной урон общему виду картин нанесли семь слоев лака, накладывавшихся один на другой». Теперь, после того как последствия более ранних вмешательств удалены, изображенное на Аббатстве в дубовом лесу небо снова светится нежными оттенками розового, а детали похоронной процессии видны более четко. Серые небеса на полотне Монах у моря вновь обрели светлые и умиротворенные пастельно-голубые тона. Кроме того, там обнаружились четыре «новые» чайки в добавок к ранее видимым 16.
Гендиректор Государственных музеев Берлина Михаэль Айсенхауэр назвал реставрацию этих произведений «самым дешевым приобретением новых работ в истории [Государственных музеев]».