18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другой Машков. Без «Бубнового валета»

№42
Материал из газеты

Выставка в Фонде IN ARTIBUS покажет все позднее творчество мастера

Сколько помнится, никогда творчество Ильи Машкова (1881–1944) не было показано полностью. То на него смотрели со стороны дородной Колхозницы с тыквами, написанной в преддверии утверждения соцреализма и не сходившей с обложек и полосных иллюстраций журнала «Искусство» все советские годы. То стремились увидеть его ранние вещи, опубликованные в редких монографиях. Из них-то и можно было кое-что узнать об «акме» художника. Как известно, античность определяла этот период наивысшей духовной и физической активности возрастом от 25 до 40 лет. В отношении Машкова «бубнововалетского», то есть периода дерзкого натиска левого искусства, древние оказались абсолютно правы.

Но ведь и мнения классиков время от времени пересматривают. Машкова вновь начали пересматривать лет десять тому назад, когда в Третьяковке показали его выставку из собрания носящего имя мастера Волгоградского музея изобразительных искусств. Вначале вроде бы ее хотели даже назвать Другой Машков: слишком много на ней было «небубновых» вещей, и их основной корпус предлагалось рассматривать в оптике традиции, мастерства реалистического, а заодно и классического искусства. Нынешней экспозиции в фонде IN ARTIBUS, где будет представлено 40 картин и эскизов из 11 российских музеев и частных собраний, дали титр Поздний Машков с уточнением: с 1922 по 1944 год. Тогда среди прочего были созданы исполненные душевного покоя Портрет жены М.И.Машковой и Натюрморт с веером (1923 и 1922, обе — ГРМ) и воплощение мечты о сытости — Снедь московская. Хлебы (1924, ГТГ). И далее ряд по большей части съестных натюрмортов 1930–1940-х, которые при одной направленности ума можно поставить в эпилог мировой истории still life, а при другой — в подборку иллюстраций к Книге о вкусной и здоровой пище (1939). Словом, это то, что Машков написал после «поправения» своего искусства в начале ­1920-х, или, как писал нарком просвещения Анатолий Луначарский, его «русифицирования» (то есть отказа от французского сезаннизма).

Поздний Машков — художник, мечтающий о благоденствии и достатке. В родную Михайловскую, что на верхнем Дону, он стал наезжать в начале 1930-х, теша себя надеждой возродить станицу и превратить ее в идеальный агрогородок. Грезивший о светлом будущем не хуже приснопамятной Веры Павловны из романа Что делать?, Машков живописал почти по Чернышевскому «благодатные нивы, весело работающих и так же весело отдыхающих людей»: портреты полевых работниц (кстати, на выставке впервые покажут числившуюся пропавшей за рубежом Девушку с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой) и опрятные виды станицы Михайловской.

Впрочем, надежды на сельскую идиллию не оправдались, и Машков сменил эту натуру на городскую. Виды столицы и черноморских курортов, пребывающих в состоянии вечного праздника, сейчас из-за плохой сохранности находятся в запасниках (на выставке будут эскизы к ним). Не на главном, а на запасном пути пока стоит и поздний Машков. Переведет ли его время на другие рельсы? 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+