Другой Машков. Без «Бубнового валета»

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Выставка в Фонде IN ARTIBUS покажет все позднее творчество мастера

Гурзуф. Женский пляж. 1925. Холст, масло / Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград
Гурзуф. Женский пляж. 1925. Холст, масло / Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград

Сколько помнится, никогда творчество Ильи Машкова (1881–1944) не было показано полностью. То на него смотрели со стороны дородной Колхозницы с тыквами, написанной в преддверии утверждения соцреализма и не сходившей с обложек и полосных иллюстраций журнала «Искусство» все советские годы. То стремились увидеть его ранние вещи, опубликованные в редких монографиях. Из них-то и можно было кое-что узнать об «акме» художника. Как известно, античность определяла этот период наивысшей духовной и физической активности возрастом от 25 до 40 лет. В отношении Машкова «бубнововалетского», то есть периода дерзкого натиска левого искусства, древние оказались абсолютно правы.

Деревья у подножия Ай-Петри. 1923. Холст, масло / Коллекция Инны Баженовой
Деревья у подножия Ай-Петри. 1923. Холст, масло / Коллекция Инны Баженовой

Но ведь и мнения классиков время от времени пересматривают. Машкова вновь начали пересматривать лет десять тому назад, когда в Третьяковке показали его выставку из собрания носящего имя мастера Волгоградского музея изобразительных искусств. Вначале вроде бы ее хотели даже назвать Другой Машков: слишком много на ней было «небубновых» вещей, и их основной корпус предлагалось рассматривать в оптике традиции, мастерства реалистического, а заодно и классического искусства. Нынешней экспозиции в фонде IN ARTIBUS, где будет представлено 40 картин и эскизов из 11 российских музеев и частных собраний, дали титр Поздний Машков с уточнением: с 1922 по 1944 год. Тогда среди прочего были созданы исполненные душевного покоя Портрет жены М.И.Машковой и Натюрморт с веером (1923 и 1922, обе — ГРМ) и воплощение мечты о сытости — Снедь московская. Хлебы (1924, ГТГ). И далее ряд по большей части съестных натюрмортов 1930–1940-х, которые при одной направленности ума можно поставить в эпилог мировой истории still life, а при другой — в подборку иллюстраций к Книге о вкусной и здоровой пище (1939). Словом, это то, что Машков написал после «поправения» своего искусства в начале ­1920-х, или, как писал нарком просвещения Анатолий Луначарский, его «русифицирования» (то есть отказа от французского сезаннизма).

Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930. Холст, масло. / Коллекция Инны Баженовой
Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930. Холст, масло. / Коллекция Инны Баженовой

Поздний Машков — художник, мечтающий о благоденствии и достатке. В родную Михайловскую, что на верхнем Дону, он стал наезжать в начале 1930-х, теша себя надеждой возродить станицу и превратить ее в идеальный агрогородок. Грезивший о светлом будущем не хуже приснопамятной Веры Павловны из романа Что делать?, Машков живописал почти по Чернышевскому «благодатные нивы, весело работающих и так же весело отдыхающих людей»: портреты полевых работниц (кстати, на выставке впервые покажут числившуюся пропавшей за рубежом Девушку с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой) и опрятные виды станицы Михайловской.

Впрочем, надежды на сельскую идиллию не оправдались, и Машков сменил эту натуру на городскую. Виды столицы и черноморских курортов, пребывающих в состоянии вечного праздника, сейчас из-за плохой сохранности находятся в запасниках (на выставке будут эскизы к ним). Не на главном, а на запасном пути пока стоит и поздний Машков. Переведет ли его время на другие рельсы? 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+