Эрмитаж продолжает прирастать Уралом

Выставка «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств» открыла ряд торжеств, посвященных юбилею крупнейшей на Урале художественной коллекции

Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза;  литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.
Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза; литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.

Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнилось 80 лет. К юбилею одного из крупнейших музеев Урала подготовлена программа мероприятий, главное из которых — открытие выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств».

TANR уже сообщала о планах создания в городе филиала крупнейшего российского художественного музея «Эрмитаж — Урал», открытие которого намечено на 2017 год, а также о премии для журналистов, пишущих на темы культуры. Конкурс «Искусный глагол» посвящен не только юбилею екатеринбургского музея, но и памяти искусствоведа Владимира Матвеева, долгие годы работавшего в Эрмитаже.

Но премия и филиал — дело будущего, а пока открыли большую и красивую выставку. И это важное не только художественное, но и историческое событие, так как после Великой Отечественной войны, в благодарность за помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Эти предметы легли в основу музейных коллекций, став украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не выставлялась.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал на вернисаже о том, как подружились два советских музея: «Пребывание Эрмитажа в Свердловске стало частью героической и священной саги о спасении музея в годы Великой Отечественной войны — спасении его и в Ленинграде, и на Урале. Сага превратила операцию по сохранению имущества в эпический рассказ о героизме противостояния добра злу. Подвиг Эрмитажа стал замечательным образом и символом отечественной культуры. Была в этом и другая сторона. Сотрудники Эрмитажа оставили не только добрую память, но и тысячи людей, которых их лекции и выставки приобщили к мировой культуре, познакомили с великими творцами и их творениями. Это стало частью известного парадоксального процесса: беда войны и вызванная ею эвакуация способствовали развитию на Урале и в Сибири интеллигенции и интеллигентности. То был хороший пример, которому надо бы следовать и сегодня. Сохраняя культуру, мы даже из кризисов извлекаем пользу. Планы создания „Эрмитажа — Урала“ находятся в том же русле логики культурных процессов. Войны, слава богу, нет, но Урал нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем».

К юбилейным торжествам из запасников достали редко выставляемые вещи (часть из них войдет в постоянную экспозицию филиала Эрмитажа на Урале) для того, чтобы впервые показать более 200 предметов этой части музейного собрания в одном выставочном пространстве. Здесь практически полностью продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика: светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является аттический арибалл VI века до н.э. — небольшой шаровидный сосуд с узким горлышком и плоским дном. Интересны также сетчатый и несколько арибаллических лекифов IV века до н.э., канфар, ойнохойя и килики V–IV веков до н.э. Самые разные емкости и сосуды позволяют судить и о развитии античного стекла.

На юбилейной выставке также представлено более трех десятков произведений  западноевропейской и отечественной живописи и графики, включая полотна российских живописцев Арсения Мещерского, Генриха Семирадского, Ивана Шишкина и работавших в России XVIII века иностранцев (пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду, «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари).

Экспозиция включает также холсты итальянской школы XIV−XVI веков, работы французских и немецких художников, голландские портреты и пейзажи XVII века. Здесь же можно увидеть подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта», недавняя атрибуция которой практически тянет на искусствоведческий детектив.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+