Эрмитаж продолжает прирастать Уралом

Выставка «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств» открыла ряд торжеств, посвященных юбилею крупнейшей на Урале художественной коллекции

Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза;  литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.
Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза; литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.

Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнилось 80 лет. К юбилею одного из крупнейших музеев Урала подготовлена программа мероприятий, главное из которых — открытие выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств».

TANR уже сообщала о планах создания в городе филиала крупнейшего российского художественного музея «Эрмитаж — Урал», открытие которого намечено на 2017 год, а также о премии для журналистов, пишущих на темы культуры. Конкурс «Искусный глагол» посвящен не только юбилею екатеринбургского музея, но и памяти искусствоведа Владимира Матвеева, долгие годы работавшего в Эрмитаже.

Но премия и филиал — дело будущего, а пока открыли большую и красивую выставку. И это важное не только художественное, но и историческое событие, так как после Великой Отечественной войны, в благодарность за помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Эти предметы легли в основу музейных коллекций, став украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не выставлялась.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал на вернисаже о том, как подружились два советских музея: «Пребывание Эрмитажа в Свердловске стало частью героической и священной саги о спасении музея в годы Великой Отечественной войны — спасении его и в Ленинграде, и на Урале. Сага превратила операцию по сохранению имущества в эпический рассказ о героизме противостояния добра злу. Подвиг Эрмитажа стал замечательным образом и символом отечественной культуры. Была в этом и другая сторона. Сотрудники Эрмитажа оставили не только добрую память, но и тысячи людей, которых их лекции и выставки приобщили к мировой культуре, познакомили с великими творцами и их творениями. Это стало частью известного парадоксального процесса: беда войны и вызванная ею эвакуация способствовали развитию на Урале и в Сибири интеллигенции и интеллигентности. То был хороший пример, которому надо бы следовать и сегодня. Сохраняя культуру, мы даже из кризисов извлекаем пользу. Планы создания „Эрмитажа — Урала“ находятся в том же русле логики культурных процессов. Войны, слава богу, нет, но Урал нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем».

К юбилейным торжествам из запасников достали редко выставляемые вещи (часть из них войдет в постоянную экспозицию филиала Эрмитажа на Урале) для того, чтобы впервые показать более 200 предметов этой части музейного собрания в одном выставочном пространстве. Здесь практически полностью продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика: светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является аттический арибалл VI века до н.э. — небольшой шаровидный сосуд с узким горлышком и плоским дном. Интересны также сетчатый и несколько арибаллических лекифов IV века до н.э., канфар, ойнохойя и килики V–IV веков до н.э. Самые разные емкости и сосуды позволяют судить и о развитии античного стекла.

На юбилейной выставке также представлено более трех десятков произведений  западноевропейской и отечественной живописи и графики, включая полотна российских живописцев Арсения Мещерского, Генриха Семирадского, Ивана Шишкина и работавших в России XVIII века иностранцев (пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду, «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари).

Экспозиция включает также холсты итальянской школы XIV−XVI веков, работы французских и немецких художников, голландские портреты и пейзажи XVII века. Здесь же можно увидеть подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта», недавняя атрибуция которой практически тянет на искусствоведческий детектив.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+