Эрмитаж продолжает прирастать Уралом

Выставка «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств» открыла ряд торжеств, посвященных юбилею крупнейшей на Урале художественной коллекции

Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза;  литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.
Светильник закрытый. I век нашей эры (?). Италия (?). Глина, лак.
Неизвестный художник, итальянская школа. XVI век. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Архангелом Гавриилом. Дерево, масло.
Часы с фигурой спящей. Вторая половина XIX века. Франция, Париж. Мастерская братьев Леролль (?), механизм – Жозеф Сильвани. Бронза, мрамор; литье, золочение, чеканка, резьба.
Кабинет. Середина – вторая половина XIX века. Франция, Париж (?). Дерево, металл, панцирь черепахи, мрамор.
Укротитель коня. XIX век. Отливка по модели Гийома Кусту Старшего. Бронза.
Лоток. Середина XIX века. Германия (Саксония). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор.
Брошь. Вторая четверть XX века. Китай. Серебро.
Часы «Зефир венчает Эригону». Франция, Париж. По модели 1801. Луи Томир младший. Механизм Б. и Л. Мертьян.
Часы «Апполон и Диана». Франция, Париж. Конец 1830-х. Мастерская «Суайе и Анж». Бронза; литье, золочение, чеканка.
Луиджи Бьенэме (1795, Каррара – 1878, Рим). Дети с собакой. 1845. Италия. Мрамор.
Краснофигурный кратер. Греция, Антика (?). V-VI век до н.э. Глина, черный лак, краска роспись.
Музыкант (с флейтой). Конец XVIII века (?).Германия (?). Дерево.
Канделябр. Франция (?). Россия (?). Начало XIX века. Бронза; литье, золочение, чеканка.
Мария Львовна Диллон (1858, Поневеж – 1932, Ленинград). Голова девушки. После 1897. Вариант фрагмента горельефа «Пробуждение Весны» (1897-1899) для особняка В.П. Кёльх в Санкт-Петербурге. Россия. Мрамор.
Жак (Якоб) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Холст, масло.
Хендрик Корнелис ван дер Влит. Женский портрет.1665. Холст, масло.
Шарль Ландель. Девушка гадает на ромашке. 1856. Холст, масло.
Марко Базаити. Воскресший Христос. Около 1510. Дерево, темпера, масло.
Тарелка мелкая. XIX век. Англия (?). Имитация севрского фарфора. Фарфор; наглазурная полихромная роспись, крытье, золочение.
Лоток из Вседневного сервиза (?). 1762–1796. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; полихромная надглазурная роспись, золочение, рельеф.

Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнилось 80 лет. К юбилею одного из крупнейших музеев Урала подготовлена программа мероприятий, главное из которых — открытие выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств».

TANR уже сообщала о планах создания в городе филиала крупнейшего российского художественного музея «Эрмитаж — Урал», открытие которого намечено на 2017 год, а также о премии для журналистов, пишущих на темы культуры. Конкурс «Искусный глагол» посвящен не только юбилею екатеринбургского музея, но и памяти искусствоведа Владимира Матвеева, долгие годы работавшего в Эрмитаже.

Но премия и филиал — дело будущего, а пока открыли большую и красивую выставку. И это важное не только художественное, но и историческое событие, так как после Великой Отечественной войны, в благодарность за помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Эти предметы легли в основу музейных коллекций, став украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не выставлялась.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал на вернисаже о том, как подружились два советских музея: «Пребывание Эрмитажа в Свердловске стало частью героической и священной саги о спасении музея в годы Великой Отечественной войны — спасении его и в Ленинграде, и на Урале. Сага превратила операцию по сохранению имущества в эпический рассказ о героизме противостояния добра злу. Подвиг Эрмитажа стал замечательным образом и символом отечественной культуры. Была в этом и другая сторона. Сотрудники Эрмитажа оставили не только добрую память, но и тысячи людей, которых их лекции и выставки приобщили к мировой культуре, познакомили с великими творцами и их творениями. Это стало частью известного парадоксального процесса: беда войны и вызванная ею эвакуация способствовали развитию на Урале и в Сибири интеллигенции и интеллигентности. То был хороший пример, которому надо бы следовать и сегодня. Сохраняя культуру, мы даже из кризисов извлекаем пользу. Планы создания „Эрмитажа — Урала“ находятся в том же русле логики культурных процессов. Войны, слава богу, нет, но Урал нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем».

К юбилейным торжествам из запасников достали редко выставляемые вещи (часть из них войдет в постоянную экспозицию филиала Эрмитажа на Урале) для того, чтобы впервые показать более 200 предметов этой части музейного собрания в одном выставочном пространстве. Здесь практически полностью продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика: светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является аттический арибалл VI века до н.э. — небольшой шаровидный сосуд с узким горлышком и плоским дном. Интересны также сетчатый и несколько арибаллических лекифов IV века до н.э., канфар, ойнохойя и килики V–IV веков до н.э. Самые разные емкости и сосуды позволяют судить и о развитии античного стекла.

На юбилейной выставке также представлено более трех десятков произведений  западноевропейской и отечественной живописи и графики, включая полотна российских живописцев Арсения Мещерского, Генриха Семирадского, Ивана Шишкина и работавших в России XVIII века иностранцев (пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду, «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари).

Экспозиция включает также холсты итальянской школы XIV−XVI веков, работы французских и немецких художников, голландские портреты и пейзажи XVII века. Здесь же можно увидеть подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта», недавняя атрибуция которой практически тянет на искусствоведческий детектив.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+