Графический урок свободы

Фото: Инна Баженова
Фото: Инна Баженова

Почетным гостем открывшегося в Париже Салона рисунка в этом году стал Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Событие вдвойне почетное, так как впервые за 25-летнюю историю Салона в рамках выставочного проекта был приглашен иностранный музей. В том, что выбор пал на ГМИИ, нет ничего удивительного. Московское собрание графики — одно из крупнейших в России. Оно насчитывает более 380 тыс. гравюр, рисунков, книг, плакатов отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков, и в отличие от коллекции живописи, работы из которой часто выезжают на гастроли, графика за рубежом почти неизвестна.

В Пале Броньяр представлены всего 26 произведений, но все первого ряда. Выставка не претендует на всеохватность: развернуться не позволяют ни площади, ни формат, да и нет такой задачи. Цель экспозиции — разыграть аппетит у парижской публики, а на Салон рисунка слетаются лучшие специалисты и коллекционеры графики со всего мира. «Нам хочется, чтобы все понимали, что мы обладаем абсолютно потрясающим собранием рисунков, чтобы понимали наши возможности», — сказала ТАСС директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Экспозиция составлена по национальным школам и по хронологии — ровно так, как организована коллекция музея. Временной охват — четыре века, с XVI по XX век. От немецкой сборной по графике в Париж приехал звездный состав: Ханс Бальдунг, Адольф Менцель и Макс Пехштейн. Италию также представляют мэтры: Франческо Пармиджанино, Джованни Бернини и Джорджо де Кирико. От голландской школы в выставке участвует один из лучших учеников Рембрандта Гербрандт Ян сван ден Экхаут. Французы же мгновенно узнают своих фаворитов — Жана-Батиста Патера и Жана-Батиста Греза, чьи изящные рокайльные портреты никогда не задерживаются на стендах антикваров — участников Салона.

Но все же центральное место на выставке Пушкинского музея в Пале Броньяр отдано русской школе первой трети XX века — золотому периоду в отечественной графике. Абстрактное искусство Василия Кандинского, новый взгляд на кубизм Александра Куприна, новая вещественность в версии Александра Дейнеки и редкая работа Ивана Пуни — он же Жан Пуньи, которого во Франции давно считают своим. И если Марк Шагал или Казимир Малевич в представлениях не нуждаются, то рисунки Аристарха Лентулова, Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Александра Лабаса и Павла Филонова даже для специалистов стали открытием.

Особняком представлены три работы из собрания Ильи Зильберштейна — крупнейшего советского коллекционера, который передал ГМИИ 2500 рисунков. «Автопортрет в шарфе» Зинаиды Серебряковой, одна из иллюстраций Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина и портрет Федора Шаляпина руки Бориса Кустодиева.

Бертран Готье (Galerie Talabardon & Gautier), член правления Салона рисунка, поделился с TARN впечатлениями от выставки ГМИИ им. Пушкина в Пале Броньяр: «В тоталитарном обществе рисунок и искусство в целом становится способом вырвать себе клочок свободы. Собирать искусство — это своего рода протест, и русские коллекционеры таким образом создавали свое собственное пространство, свободное от диктатуры. Как бы пафосно это ни звучало, но искусство позволяло жить. И если смотреть с этого ракурса, то подборка рисунков Пушкинского музея — это настоящий урок жизни, урок свободы. Кроме того, глядя на рисунки из московского собрания, мы, иностранцы, четко видим картину истории России XX века. Празднование Первого мая у Дейнеки рассказывает об искусстве советской пропаганды, и это любопытно: получается, что благодаря ей непросвещенный народ узнал, что такое искусство. «Композиция» Кандинского прекрасно иллюстрирует российский вклад в абстрактное искусство. К слову, русские — большие коллекционеры модернизма, вы поняли современное искусство гораздо раньше, чем европейцы. А автопортрет Серебряковой, напротив, показывает, насколько важен в России традиционный реализм».

Выставка в рамках Салона рисунка — пробный камень, и на ней ГМИИ им. Пушкина не намерен останавливаться. Следующие парижские гастроли графики из собрания московского музея состоятся уже через год. По информации ТАСС, в 2017 году 100 работ будут представлены в Fondation Custodia, чья коллекция рисунков и гравюр входит в тройку крупнейших частных собраний в мире.

Материалы по теме:
Главный по графике
Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+