Главный по графике

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Юбилейный, 25-й Салон рисунка, как всегда, станет местом встречи страстных знатоков-коллекционеров, разбавив традиционный уклад Salon du Dessin выбором почетного гостя — им впервые станет иностранный музей

Серж Поляков. «Композиция» («Красный, зеленый, белый, черный»). 1958 / Adagp, Pari
Серж Поляков. «Композиция» («Красный, зеленый, белый, черный»). 1958 / Adagp, Pari

Нынешний выпуск парижского Салона рисунка (Salon du Dessin) — юбилейный. Ровно четверть века главная в Европе специализированная ярмарка держит марку не только перед публикой, но и перед специалистами, ведь в Пале-Броньяр собираются лучшие галеристы в этом узком направлении, элита мирового рынка графики. В нынешнем году в Салоне рисунка принимают участие 39 галерей и сотни работ — от старых мастеров до современных художников.

Салон рисунка был создан в 1991 году по инициативе девяти парижских антикваров. Создан торговцами и для торговцев. Впервые он прошел в отеле George V, а спустя еще пару лет во французской компании начали появляться галереи из Великобритании, Германии, США, Швейцарии, и парижский салон стал международным. За эти годы современное искусство перевернуло арт-рынок с ног на голову: множатся ярмарки, побиваются рекорды. Но Салон рисунка — это тихая гавань. Здесь еще употребляют такие старомодные по нынешним временам понятия, как «страсть знатока-коллекционера», а перед специальным стендом с анонимными работами почтенные дамы и господа могут часами дискутировать, пытаясь угадать в них шедевры: а вдруг Шарль Лебрен все же закрутился и забыл поставить свою подпись?

Лист без атрибуции, равно как и лист, переживший не одну реставрацию, к участию в основной программе не допустят: за качеством отборочный комитет следит строго, потому что это главный козырь парижской ярмарки. Исторически ориентир был взят исключительно на антиквариат. Старых мастеров, например итальянского живописца XVII века Сальватора Розу (небольшая гравюра Аллегория времени), нужно искать на стенде галереи из Нью-Йорка Pandora Old Masters. Другого известного итальянца XVI века Паоло Фаринати (Аллегория Венеции) — у парижской галереи Galerie Nathalie Motte Masselink, живописца и графика XVII века из Нидерландов Антони Ватерлоо (редкий лист Ива у ручья) — у амстердамской Haboldt Pictura. Но подлинных, надежных произведений на рынке с каждым годом становится все меньше, поэтому салон естественным образом молодеет. Сегодня более трети работ датируется концом XIX — началом XX века и не менее 15% составляют произведения авторов второй половины XX века.

Иностранные коллекционеры приезжают в Пале-Броньяр в первую очередь за французскими именами: здесь неизменно подбирается сильная компания местных художников. Богатый выбор живописцев и графиков XVIII–XIX веков из года в год представляет Galerie de Bayser, ее владелец Луи де Байзер — президент Салона рисунка. Еще один старейший участник ярмарки и антиквар в третьем поколении — Жан-Франсуа Барони. У него на стенде — французский пейзажист XVIII века, планировщик королевских садов и хранитель Лувра (впрочем, сегодня там хранятся его работы) Юбер Робер. У бельгийской Éric Gillis Fine Art — главные французские рисовальщики конца XIX — начала XX века Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек плюс незаслуженно менее известный Луи Легран. Из графиков Парижской школы — Цугухару Фудзита (Леонар Фужита) у лондонской галереи Aktis, Соня Делоне у парижской Paul Proute.

Своей страстью организаторы Салона рисунка, среди которых старейшие французские галеристы Эрве Аарон, Жан-Франсуа Барони, Луи де Байзер, Бертран Готье и другие уважаемые люди, заразили и город. Вот уже 16 лет одновременно с cалоном в Париже проходит Неделя рисунка: около двух десятков музеев открывают двери в свои кабинеты графики. С 2010 года в рамках Салона рисунка начали вручать Prix Guerlain — Премию Фонда Даниеля и Флоранс Герлен. Семейная чета меценатов и коллекционеров ежегодно отмечает лучшие произведения современной графики. В прошлом году среди номинантов был российский художник Павел Пепперштейн, но главный приз ушел к шведу Йокуму Нордстрему. В этом году в тройке претендентов художница из Германии Яна Гунстхаймер, калифорниец Кэмерон Джеми, француженка Анн-Мари Шнейдер.

В качестве почетного гостя юбилея впервые приглашен иностранный музей — уникальную выставку в рамках Салона рисунка представит Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В Париж из Москвы приедет более 20 шедевров — сливки музейной коллекции графики. От западноевропейской школы будут Пармиджанино, Джорджо Де Кирико, Жан-Батист Патер. Русский десант — мечту любого коллекционера — составят Александр Дейнека, Александр Куприн, Леон Бакст, Александр Родченко, Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова.

Salon du Dessin
Palais de la Bourse – Palais Brongniart,
Place de la Bourse, 75002 Paris

30 марта – 4 апреля
www.salondudessin.com

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+