18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Салон рисунка в Париже: узкая специализация плюс качество товара

В Париже во дворце Броньяр прошел Salon du Dessin — главная международная ярмарка графики и рисунка, представляющая солидную подборку произведений от старых мастеров XVI–XVIII веков до модернизма и ныне живущих авторов. В рамках салона была вручена ежегодная Премия Фонда Даниеля и Флоранс Герлен за произведение современной графики. В тройку номинантов вместе с немецкой абстракционисткой Томмой Абтс попал российский художник Павел Пепперштейн, но приз достался шведу Йокуму Нордстрему.

«У нас нет конкурентов, — говорит президент Salon du Dessin Луи де Байзер. — Мы единственный в мире специализированный салон рисунка. Все крупные международные профессионалы и коллекционеры — сливки нашего маленького рынка — собираются здесь, в Париже». Скажи это кто-нибудь другой, его слова можно было бы принять за хвастовство. Но Луи де Байзеру нет смысла набивать цену парижскому салону: его безупречная репутация проверена годами. Французские антиквары во главе с одним из самых влиятельных парижских арт-дилеров Эрве Аароном, сложившим полномочия президента Salon du Dessin два года назад, заняли нишу в 1991 году. Первый смотр, «для своих», прошел в отеле George V. Очень быстро инициативу поддержали американские и европейские коллеги, и всего за несколько лет салон заработал себе имя на международной арт-сцене. С тех пор удачная бизнес-модель, в которой ставка сделана на узкую специализацию и качество товара, работает как часы. Постоянные участники сходятся в оценках. Как бы ни штормило глобальный арт-рынок, здесь тихая гавань: гарантированный высокий уровень работ и публики и стабильные продажи. По подсчетам галеристов, в вечер открытия продается не менее 30% стенда, а за время проведения салона многие по несколько раз обновляют экспозицию.

В этом году Salon du Dessin продолжил свою экспансию. Из 39 галерей всего 19 с французской пропиской. Соответственно, и среди приглашенных стало заметно больше иностранцев. На вернисаже каждый второй если не знаток-коллекционер, то хранитель уважаемого музея, высматривающий редкости в коллекцию. «На первом месте — американские музеи, затем англичане, немцы и только потом французы», — уточняет де Байзер. Азиаты, арабы и русские — лихая тройка мировых новых денег — здесь не появляются. Среди гостей Salon du Dessin был замечен только Сергей Чобан. У живущего в Берлине архитектора, дизайнера и основателя Музея архитектурного рисунка одна из лучших коллекций архитектурной графики. А она в этом году стала главной темой традиционной международной конференции, которая проводится в рамках салона. Дилемму экспертов, считать ли архитектурный рисунок документом или же монументом, разрешила экспозиция Национальной библиотеки Франции, почетного гостя выставки. Уникальная подборка листов — эскизы Теодора Броньяра, Франсуа-Жозефа Беланже и Этьена-Луи Булле с его утопическим кенотафом Ньютона — не документы и не монументы, а великолепные произведения высокого искусства.

Исторически салон ориентировался исключительно на антиквариат, но проверенных, надежных работ старых мастеров на рынке с каждым годом становится все меньше, поэтому смотр неизбежно молодеет. Сегодня уже около 35% выставленных произведений датируются концом XIX — началом XX века и не менее 15% — второй половиной XX века и до сегодняшнего дня. «Я буду только рад, если современных авторов станет больше. Возрастных ограничений у нас нет. Главное требование — это качество», — объясняет Луи де Байзер, добавляя, что листы без атрибуции или уставшие от реставраций к участию не допускаются. Для анонимных работ есть отдельный стенд, где они распродаются по цене в пределах €10 тыс.

Не отставать от тенденции старались даже почтенные специалисты по старому искусству. Так, на стенде лондонской галереи Жан-Люка Барони, приехавшей на Salon du Dessin прямиком с TEFAF, были представлены сразу четыре века: Агостино Карраччи, Франсуа-Андре Венсан, Поль Гоген и Люсьен Фрейд. У экс-президента Салона рисунка Эрве Аарона (галерея Didier Aaron, Париж, Нью-Йорк, Лондон), который также не разбирал чемоданы после Маастрихта, был элегантный портрет мадемуазель Шанель французского художника и гравера XIX века Поля Сезара Элле. У нынешнего президента (Galerie de Bayser, Париж) большим спросом по-прежнему пользуются французские живописцы и графики XVIII и XIX веков, тем не менее вместе с портретом обнаженной Жан-Батиста Греза быстро продалась и пастель 76-летнего француза Пьера Скира.

В этом году у Салона рисунка важное пополнение — сразу шесть новых участников. Галерея Marlborough Fine Art с представительствами по всему миру и первыми именами, от Матисса и Пикассо до Бэкона и Фрейда, сделала ставку на французского графика и книжного оформителя Авигдора Ариха (1929–2010). Из новичков и лондонская галерея Aktis с французскими китайцами Чжу Дэцюнем и Чжао Уцзи и с солидным запасом парижских русских от Александра Бенуа до Оскара Рабина.

В рамках салона по традиции вручили Prix Guerlain — ежегодную премию за произведение современной графики, созданную по инициативе семейной четы меценатов и коллекционеров Даниеля и Флоранс Герлен. Герлены для современного рисунка — все равно что Прицкеры для архитектуры: бьются за его статус уже много лет. Сначала посредством своей богатейшей коллекции рисунков и графики, в которой более 200 имен и 30 национальностей (из русских Сергей Ануфриев, Георгий Литичевский, Павел Пепперштейн, Александр Пономарев, Иван Разумов). Это одно из самых больших «бумажных» собраний если не в мире, то в Европе точно. В 2012 году треть коллекции — 1,2 тыс. работ — они передали в дар Центру Помпиду. Затем организовали фонд, в который заманивают и «подсаживают на бумагу» все новых крупных коллекционеров. И наконец создали премию, поощряющую современных художников-графиков. «Рисунок не исчезающий жанр. Более того, он возвращается в моду, — говорит Даниель Герлен. — Несмотря на развитие новых технологий, художники любят работать руками, по старинке. Мы видим графику в большом количестве и на международных салонах, и на выпускных экзаменах в художественных школах. Наша задача — поддержать».

На Премию Фонда Даниеля и Флоранс Герлен выдвигаются художники с работой, выполненной на бумаге или картоне при помощи графических средств: карандаша, чернил, гуаши, акварели, пастели. Коллажи и настенные рисунки также допускаются к конкурсу при условии, что они создавались без участия новых технологий. В жюри, помимо Герленов, музейные эксперты и видные коллекционеры, члены фонда. Лауреат получает €15 тыс. и путевку в коллекцию Центра Помпиду. Два финалиста — утешительный приз в €5 тыс. Национальность художника не имеет значения, единственное условие — тесная культурная связь с Францией. Для Павла Пепперштейна этой связью стала Екатерина Ираги, владелица одноименной галереи в Москве и в Париже. «Впервые я показала работы Павла в Париже в 2004 году. В 2005 году продала его первый рисунок Центру Помпиду. А с Герленами он познакомился в 2007 году после выставки Moscopolis в Espace Louis Vuitton на Елисейских Полях, — рассказывает Ираги. — За этот год наша жизнь и наши отношения с Европой так изменились, что было бы приятно, если бы российский художник победил». Впрочем, едва ли политическая конъюнктура повлияла на выбор жюри. Герлены не скрывают, что в их премии важную роль играют интересы коллекционеров, все остальное — дело вкуса. Значит коллажи художника из Стокгольма Йокума Нордстрема, в которых он склеивает свою личную историю с историей своей страны, пришлись по вкусу всем, и даже Павлу Пепперштейну. «Нордстрем — замечательный художник. Мне очень понравились его работы, поэтому с мнением жюри я полностью согласен», — сказал Пепперштейн.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+