Помпеи спасли в самый последний момент

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Несмотря на угрозы прекратить финансирование знаменитого историко-археологического заповедника, европейские чиновники все-таки выделят ему средства на 2016 и 2017 годы

Pablo Cabezos/flickr.com
Pablo Cabezos/flickr.com

«Большой помпейский проект» получил средства в самый последний момент. Европейская комиссия запустила кампанию по сохранению археологического памятника в марте 2012 года. Стоимость работ тогда оценивалась в €105 млн, и их планировали завершить к 31 декабря 2015 года.

Однако еще в июле 2014 года Йоханнес Хан, занимавший на тот момент пост европейского комиссара по региональной политике, предупредил: Помпеи могут потерять предоставленные Европой €78 млн (остальные €27 млн выделило правительство Италии), если не используют эти средства до конца 2015 года.

К началу декабря прошлого года было истрачено всего €40,5 млн. По словам генерального директора проекта Джованни Нистри, ожидается, что европейские и итальянские власти предоставят отсрочку на проведение работ до конца 2017 года. На это решение повлияли рекомендации ЮНЕСКО, следившей за состоянием объекта всемирного наследия с 2010 года, когда стало известно о ряде обвалов на территории Помпеев.

В 2013 году ЮНЕСКО предупреждала: если проект не сможет «заметно улучшить ситуацию», Помпеи могут оказаться в списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. В июне 2015 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО призвал Италию «отыскать пути к расширению» «Большого помпейского проекта» и «дать оценку объему средств, необходимых для обеспечения поддержания и консервации Помпеев в будущем».

По результатам инспекции в ноябре 2014 года комитет положительно отозвался о «значительных улучшениях, достигнутых в результате работ», и заявил, что объект «больше не находится под угрозой».

«Теперь между всеми сторонами достигнуто полное согласие, — говорит управляющий Помпеев, Геркуланума и Стабии Массимо Осанна. — Даже ЮНЕСКО дала положительную оценку ходу работ и попросила расширить „Большой помпейский проект“, распространив его на 2016 и 2017 годы. Благодаря этому нам удалось изменить график и продолжить нашу деятельность при помощи европейского финансирования, однако с одним жестким условием: все работы должны быть юридически оформлены и начаты до конца 2015-го».

Успели! В декабре прошлого года был объявлен тендер на контракты общей стоимостью €160 млн, что превышает первоначальный бюджет проекта в €105 млн. Дополнительное финансирование в размере €19 млн внесет само Управление Помпеев, Геркуланума и Стабии (оно занимается повседневным содержанием и техническим обслуживанием памятника и имеет собственный бюджет).

«Больше объявлять тендер не на что, — сообщил тогда же Нистри. — Работы на 23 объектах из 41 будут завершены к началу 2016 года. Еще четыре объекта доделают весной этого года».

Приоритетом является сохранение 44 га археологического заповедника, где установят более 400 камер видеонаблюдения (Министерство внутренних дел Италии выделило на это около €3,8 млн), укрепят ограду (€6 млн) и улучшат освещение (€3 млн).

Сейчас проект охватывает все девять районов Помпеев — зоны, на которые в XIX веке город разделил археолог Джузеппе Фиорелли. «В 2000 году было оснащено 30% территории… и мы застряли на этой цифре. Но теперь мы стремимся к 100%, — сообщил Осанна прошлой осенью. — Все запланированное в VI и VIII районах будет закончено в конце 2015 года, в VII — в течение первой половины 2016 года. Таким образом, будет обеспечена безопасность трех четвертей территории Помпеев. После этого мы намерены завершить работы на оставшейся четверти — в I, II и III районах, где расположен амфитеатр, состояние которого лучше, чем остальных объектов». Большая стройка на этом месте развернется в этом и следующем годах.

Массимо Осанна не одобряет решение отдать предпочтение этому масштабному проекту в ущерб ежедневному содержанию и обслуживанию территории, хотя выбора, по его словам, у него не было. «Состояние руин критично, и не только из-за отдельных обвалов: долгое время целые районы города были заброшены и закрыты для посещения», — говорит управляющий.

В долгосрочной перспективе главное для Помпеев — «свести к минимуму риск обрушения и иных инцидентов». В этом ключевую роль играет подготовка стратегии, позволяющей планировать работы заранее.

Тем временем инженеры и реставраторы-консерваторы неустанно трудятся над тем, чтобы восстановить и вновь открыть для публики 15 римских домов. Дом Малого фонтана открылся в ноябре; в декабре — еще четыре: дом Пакия Прокула, дом Фруктовых деревьев, дом-сукновальня Стефана и дом жреца Аманда, вслед за ними — дом Марка Лукреция.
Осанна говорит, что в 2016 году, после 10-летней отсрочки, наконец возобновят работы в доме Веттиев, одном из самых больших и богато украшенных особняков археологического заповедника. 

Материалы по теме:
Последний день Помпеи?
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+