18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний день Помпеи?

На этот раз древний город может погубить не вулкан, а бюрократия

Мы можем упустить последний шанс спасти Помпеи. Проект по «консервации, поддержанию и улучшению» античного римского города с бюджетом €105 млн был запущен Европейской комиссией в марте 2012 года. Работы планировалось закончить к 31 декабря 2015 года. Если €78 млн, выделенные на проект «Великие Помпеи» (Great Pompeii Project) Европейским фондом регионального развития (Италия не пожалела еще €27 млн), не будут реализованы к концу этого года, грант может быть отозван.

Great Pompeii Project расценивается экспертами как необходимость для знаменитых археологических раскопок, которые пострадали от крупных разрушений после ливней в 2010 году. До заявленного срока остается всего семь месяцев, но лихорадочная спешка, связанная с необходимостью израсходовать фонды, наталкивается на бюрократические проволочки и постоянную нехватку кадров.

В августе 2013 года Италия приняла закон, «ускоряющий консервацию» Помпеев: он предусматривает, что в течение 60 дней должен быть назначен генеральный директор, который будет курировать Great Pompeii Project и, в свою очередь, соберет «необходимый вспомогательный комитет». Однако прежде чем почетную должность доверили Джованни Нистри, бывшему главе отдела по раскрытию краж произведений искусства, входящему в состав карабинеров, прошло целых четыре месяца. Фабрицио Магани, директор по вопросам культурного наследия в регионе Абруццо, стал его заместителем. Однако в апреле 2014 года Магани был вынужден покинуть проект «Помпеи» — его присутствия потребовала реставрация пострадавшей от землетрясения столицы Абруццо, городка Л'Аквила. Его место так никто и не занял.

Нистри также не хватает около 20 заявленных сотрудников плюс еще 5 технических экспертов, которых ему обещали по условиям проекта. В интервью нашим итальянским коллегам из Il Giornale dell'Arte Нистри рассказал, что юристы, экономисты, архитекторы, специалисты по градостроительству и инфраструктуре, чье присутствие требовалось по плану, так и не были привлечены, несмотря на многочисленные объявления, опубликованные Министерством культуры, — по неизвестным ему причинам.

Нехватка кадров серьезно осложняет и без того бюрократизированный процесс подачи тендеров, необходимый для того, чтобы начать восстановление и сохранение археологического сайта в Помпеях. С командой из 13 человек (вместо заявленных 20) Нистри не имеет права заключать контракты. Таким образом, за распоряжение резервным бюджетом отвечает археологическое управление Помпеями, которое проводит регулярные работы. «В этой ситуации мне кажется, что завершить [заявленный план] поддержки невозможно», — говорит Нистри.

Над проектом навис риск того, что Европейский союз отзовет обещанные €78 млн. В июле 2014 года европейский комиссар по региональной политике Йоханнес Хан, инициатор Great Pompeii Project, подписал план действий с итальянским правительством, согласно которому новый список целей должен утверждаться каждые четыре месяца. Он также предупредил, что любые средства, неизрасходованные до конца 2015 года, будут потеряны.

По последним данным, предоставленным сотрудниками Нистри, работы, оцененные в €118 млн, были выставлены на тендер, и на €99 млн были подписаны контракты. Однако из 47 запланированных проектов завершены были только четыре (восстановление Casa del Criptoportico, Casa delle Pareti Rosse, Casa di D. Octavius Quartio и Casa della Fontana Piccola). Пресс-секретарь Нистри говорит, что еще 23 на очереди и должны быть завершены к 31 декабря. Однако общая сумма расходов на сегодняшний день составляет всего €9 млн.

«Вопрос не в том, куда пристроить €105 млн», — говорит Нистри. «Все работы должны быть закончены, проверены, задокументированы и включены в счета до 31 декабря. Мы пытаемся оценить стоимость реставрации, которая уже идет полным ходом, так что даже если проект завершить не удастся, можно хотя бы рассчитать стоимость того, что уже было сделано».

Проект «Помпеи» тщательно изучается ЮНЕСКО, подписавшей соглашение о сотрудничестве с итальянским правительством в 2011 году по защите этого объекта Всемирного наследия. ЮНЕСКО совместно с Международным советом по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест отправляли комиссии в Помпеи в январе 2013 и ноябре 2014 года. Те, в свою очередь, признали, что прогресс налицо. В докладе 2014 года, который будет зачитан на итоговой сессии Комитета всемирного наследия в Бонне в июне, отмечается, что «ведутся довольно масштабные работы по консервации объекта», — в основном в рамках проекта «Помпеи». В докладе говорится, что «больше не существует необходимости включать Помпеи в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой», — а ведь именно такая возможность всерьез рассматривалась на предыдущем заседании.

Однако эксперты предупреждают, что «невероятный прогресс — результат специальных договоренностей и целевого финансирования». Из-за масштаба задачи и промедлений, продиктованных мерами предосторожности (исключить коррупцию и участие в контрактах мафии), риск не закончить работы в срок, к концу 2015 года, весьма осязаем.

В отчете предполагается, что проект будет продлен по крайней мере до конца 2016 года. В долгосрочной перспективе должны быть гарантированы необходимые ресурсы, как человеческие, так и финансовые, чтобы устранить основные причины разрушений, сообщается в докладе.

Неясное будущее

Пока непонятно, станут ли эти рекомендации реальностью. От пресс-службы Помпеев, твердящей о том, что решение о продлении проекта «Помпеи» принимает итальянское правительство и Европейский союз, подробностей не добьешься. Якуб Адамович, пресс-секретарь Европейской комиссии по вопросам региональной политики, заявил The Art Newspaper, что изначально заявленная дата, 31 декабря, не может быть сдвинута. «Тендеры разыграны, контракты подписаны, а для того, что не удастся доделать, подключат национальные ресурсы», — сказал Адамович. По его словам, не исключено, что Помпеи попадут в новый европейский список финансирования культурных проектов.

«Мы по-прежнему ходим по лезвию», — предупреждает Нистри. По его словам, из-за огромных размеров Помпеев и постоянной проблемы их сохранения «когда проект “Помпеи” будет закончен, со всеми его тендерами и контрактами, боюсь, придется начинать сначала».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+