Последний день Помпеи?

На этот раз древний город может погубить не вулкан, а бюрократия

Мы можем упустить последний шанс спасти Помпеи. Проект по «консервации, поддержанию и улучшению» античного римского города с бюджетом €105 млн был запущен Европейской комиссией в марте 2012 года. Работы планировалось закончить к 31 декабря 2015 года. Если €78 млн, выделенные на проект «Великие Помпеи» (Great Pompeii Project) Европейским фондом регионального развития (Италия не пожалела еще €27 млн), не будут реализованы к концу этого года, грант может быть отозван.

Great Pompeii Project расценивается экспертами как необходимость для знаменитых археологических раскопок, которые пострадали от крупных разрушений после ливней в 2010 году. До заявленного срока остается всего семь месяцев, но лихорадочная спешка, связанная с необходимостью израсходовать фонды, наталкивается на бюрократические проволочки и постоянную нехватку кадров.

В августе 2013 года Италия приняла закон, «ускоряющий консервацию» Помпеев: он предусматривает, что в течение 60 дней должен быть назначен генеральный директор, который будет курировать Great Pompeii Project и, в свою очередь, соберет «необходимый вспомогательный комитет». Однако прежде чем почетную должность доверили Джованни Нистри, бывшему главе отдела по раскрытию краж произведений искусства, входящему в состав карабинеров, прошло целых четыре месяца. Фабрицио Магани, директор по вопросам культурного наследия в регионе Абруццо, стал его заместителем. Однако в апреле 2014 года Магани был вынужден покинуть проект «Помпеи» — его присутствия потребовала реставрация пострадавшей от землетрясения столицы Абруццо, городка Л'Аквила. Его место так никто и не занял.

Нистри также не хватает около 20 заявленных сотрудников плюс еще 5 технических экспертов, которых ему обещали по условиям проекта. В интервью нашим итальянским коллегам из Il Giornale dell'Arte Нистри рассказал, что юристы, экономисты, архитекторы, специалисты по градостроительству и инфраструктуре, чье присутствие требовалось по плану, так и не были привлечены, несмотря на многочисленные объявления, опубликованные Министерством культуры, — по неизвестным ему причинам.

Нехватка кадров серьезно осложняет и без того бюрократизированный процесс подачи тендеров, необходимый для того, чтобы начать восстановление и сохранение археологического сайта в Помпеях. С командой из 13 человек (вместо заявленных 20) Нистри не имеет права заключать контракты. Таким образом, за распоряжение резервным бюджетом отвечает археологическое управление Помпеями, которое проводит регулярные работы. «В этой ситуации мне кажется, что завершить [заявленный план] поддержки невозможно», — говорит Нистри.

Над проектом навис риск того, что Европейский союз отзовет обещанные €78 млн. В июле 2014 года европейский комиссар по региональной политике Йоханнес Хан, инициатор Great Pompeii Project, подписал план действий с итальянским правительством, согласно которому новый список целей должен утверждаться каждые четыре месяца. Он также предупредил, что любые средства, неизрасходованные до конца 2015 года, будут потеряны.

По последним данным, предоставленным сотрудниками Нистри, работы, оцененные в €118 млн, были выставлены на тендер, и на €99 млн были подписаны контракты. Однако из 47 запланированных проектов завершены были только четыре (восстановление Casa del Criptoportico, Casa delle Pareti Rosse, Casa di D. Octavius Quartio и Casa della Fontana Piccola). Пресс-секретарь Нистри говорит, что еще 23 на очереди и должны быть завершены к 31 декабря. Однако общая сумма расходов на сегодняшний день составляет всего €9 млн.

«Вопрос не в том, куда пристроить €105 млн», — говорит Нистри. «Все работы должны быть закончены, проверены, задокументированы и включены в счета до 31 декабря. Мы пытаемся оценить стоимость реставрации, которая уже идет полным ходом, так что даже если проект завершить не удастся, можно хотя бы рассчитать стоимость того, что уже было сделано».

Проект «Помпеи» тщательно изучается ЮНЕСКО, подписавшей соглашение о сотрудничестве с итальянским правительством в 2011 году по защите этого объекта Всемирного наследия. ЮНЕСКО совместно с Международным советом по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест отправляли комиссии в Помпеи в январе 2013 и ноябре 2014 года. Те, в свою очередь, признали, что прогресс налицо. В докладе 2014 года, который будет зачитан на итоговой сессии Комитета всемирного наследия в Бонне в июне, отмечается, что «ведутся довольно масштабные работы по консервации объекта», — в основном в рамках проекта «Помпеи». В докладе говорится, что «больше не существует необходимости включать Помпеи в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой», — а ведь именно такая возможность всерьез рассматривалась на предыдущем заседании.

Однако эксперты предупреждают, что «невероятный прогресс — результат специальных договоренностей и целевого финансирования». Из-за масштаба задачи и промедлений, продиктованных мерами предосторожности (исключить коррупцию и участие в контрактах мафии), риск не закончить работы в срок, к концу 2015 года, весьма осязаем.

В отчете предполагается, что проект будет продлен по крайней мере до конца 2016 года. В долгосрочной перспективе должны быть гарантированы необходимые ресурсы, как человеческие, так и финансовые, чтобы устранить основные причины разрушений, сообщается в докладе.

Неясное будущее

Пока непонятно, станут ли эти рекомендации реальностью. От пресс-службы Помпеев, твердящей о том, что решение о продлении проекта «Помпеи» принимает итальянское правительство и Европейский союз, подробностей не добьешься. Якуб Адамович, пресс-секретарь Европейской комиссии по вопросам региональной политики, заявил The Art Newspaper, что изначально заявленная дата, 31 декабря, не может быть сдвинута. «Тендеры разыграны, контракты подписаны, а для того, что не удастся доделать, подключат национальные ресурсы», — сказал Адамович. По его словам, не исключено, что Помпеи попадут в новый европейский список финансирования культурных проектов.

«Мы по-прежнему ходим по лезвию», — предупреждает Нистри. По его словам, из-за огромных размеров Помпеев и постоянной проблемы их сохранения «когда проект “Помпеи” будет закончен, со всеми его тендерами и контрактами, боюсь, придется начинать сначала».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+