Королева Беатрикс, прежде чем покинуть трон, откроет Рейксмузеум. Его реконструкция длилась десять лет

№12, апрель 2013
№12
Материал из газеты

Правительство Нидерландов потратило на педантичную реставрацию и новации архитекторов €324 млн

Запланированное на 13 апреля открытие Государственного музея (Рейксмузеума) станет одной из последних церемоний, в которых до отречения от престола примет участие королева Нидерландов Беатрикс (она покинет трон в конце того же месяца). Королева известна своей любовью к искусству (она сама занималась скульптурой) и вместе со всей страной была огорчена тем, что здание музея — главной сокровищницы истории и изобразительных искусств Нидерландов — было закрыто на протяжении целого десятилетия. Однако теперь, после реставрации, он должен вновь войти в число лучших музеев мира.

Смена экспозиции в его 80 залах, охватывающих 800 лет нидерландской культуры, стала поистине масштабной операцией. Из 1 млн экспонатов перед посетителями предстанет всего 8 тыс. (как и до закрытия музея), но это будут уже совсем не те 8 тыс., что раньше. Их расположение в выставочном пространстве также будет совсем иным. Лишь одна работа — Ночной дозор Рембрандта (1642) — вернется на свое прежнее место.


Директор по коллекциям музея Тако Диббитс признается, что кураторам хочется представить публике как можно больше работ, поэтому процесс отбора часто бывает мучительным. «Приходится давать отставку некоторым из своих любимцев. У каждого экспоната своя история, и, повествуя о каждом из них, рассказываешь историю культуры Нидерландов», — говорит он.

Революционным нововведением стала идея разместить картины, скульптуры, памятники декоративного искусства и исторические экспонаты вместе, а не в разных частях 4-этажного здания. Вим Пейбес, генеральный дирек-тор музея, называет экспозицию «хронологической шкалой в формате 3D».

Средние века займут цокольный этаж, на первом уровне будут выставлены работы XVIII и XIX веков, второй этаж — самый просторный — будет полностью отведен под золотой век голландской живописи, а наверху расположится искусство XX века.

Музей закрылся в 2003 году; по первоначальному плану он должен был открыться через пять лет, но на работы ушло вдвое больше времени. Непредвиденные проблемы возникли и на этапе планирования, и во время строительства. Став директором, Пейбес назвал затянувшую ся реконструкцию «скандальной».

Реставраторы стремились восстановить интерьеры архитектора Пьера Кёйперса, выполненные в 1885 году, применяя экологичные технологии. Испанские архитекторы Антонио Крус и Антонио Ортис разработали планировку обновленного здания, а дизайнер из Парижа Жан-Мишель Вильмот руководил работами по оформлению интерьеров экспозиционных и выставочных залов. Общая стоимость проекта составила €375 млн, из которых €324 млн были выделены правительством Нидерландов.

Как бы то ни было, задержка дала кураторам время составить каталоги коллекций. Близок к готовности максимально подробный каталог живописи золотого века — трехтомный перечень работ нидерландских художников, рожденных в 1600–1630 годах. Средства на его создание были собраны благодаря тому, что картина Вермеера Дама в голубом, читающая письмо (1663–1664) отправилась в длительное путешествие по галереям Японии. Кроме того, создана электронная база данных, которая содержит информацию о 280 тыс. произведений искусства, причем половина статей в ней сопровождается изображениями.

Важные открытия

Реставраторы осмотрели и укрепили — если в этом была необходимость — все работы, которые были отобраны для экспозиции, причем был сделан ряд важных открытий. К примеру, когда был тщательно изучен хранящийся в музее Портрет Вильгельма Оранского (1579), выяснилось, что эта картина, ранее считавшаяся копией работы Адриана Томаса Кея, оказалась самим оригиналом изображения «отца Нидерландов». А содержимое шкафа Симплиция (1730), созданного для дельфтской гильдии фармацевтов, рассказало много нового о лекарствах той эпохи (некоторые из них оказались ядовитыми или радиоактивными).

Во время работ в главном здании оставалось открытым крыло Philips, где демонстрировались произведения золотого века и проходили скромные временные выставки современного искусства. Даже эта малая часть музея была крайне популярной среди туристов, привлекая около 1 млн посетителей в год. После завершения реставрации их число должно удвоиться. Крыло Philips закрылось 17 марта, но к началу 2015 года оно будет преобразовано в помещение для выставок более крупного масштаба.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+