18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портретная галерея мирового авангарда ХХ века в фотографиях Мана Рэя

Вслед за музеями в Англии и Шотландии ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с лондонской Национальной портретной галереей впервые представит российскому зрителю творчество одного из ведущих мастеров европейского авангарда. Круг художественных интересов Мана Рэя (1890–1976), имя которого неразрывно связывают с дадаизмом и сюрреализмом, весьма широк и включает в себя как живопись и объекты, так и фотографию. Масштабная ретроспектива охватывает именно фотографические произведения Мана Рэя и объединяет едва ли не все значимые фотопортреты художника. Это более 150 снимков, созданных за 60-летний период творчества — с 1916 по 1976 год.

На выставке представлены ставшие уже хрестоматийными работы из музейных и частных коллекций со всего мира, благодаря которым Ман Рэй считается одним из пионеров экспериментальной авангардной фотографии первой половины ХХ века. Экспозиция охватывает несколько периодов творчества Рэя, связанных с Нью-Йорком, Парижем, Голливудом и снова Парижем — это и одноименные разделы московской выставки. В самом начале своей карьеры он фотографировал друзей, посетителей галерей и художников — именно тогда началась их дружба с другим экспериментатором и первопроходцем в искусстве, Марселем Дюшаном (1887–1968). Творческий тандем двух художников дал толчок нью-йоркской версии дадаизма. Однако нью-йоркские фотопробы Мана Рэя можно считать, скорее, «поисками художника», опытами с новыми техниками (райографии, соляризации), так как, лишь приехав в 1921 году в Париж, он занялся фотографией профессионально. Раздел Париж знакомит зрителя с фотографиями Мана Рэя 1921–1928 годов, начиная с его первой персональной выставки во Франции до знаковой встречи с постоянной музой — моделью и фотографом Ли Миллер. В парижский период Рэя, сблизившегося с кругом сюрреалистов, в его объектив попало большое число современников, знаменитостей, друзей и возлюбленных. Среди них — Жан Кокто, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Поль Элюар, Пабло Пикассо, Кики де Монпарнас, Пэгги Гуггенхайм, Коко Шанель, Катрин Денев и многие другие.

В экспозиции продемонстрированы также эксперименты Мана Рэя в технике соляризации (в результате проекционной передержки негатива получается фотографическое изображение с обратной световой тональностью). Голливудские работы охватывают период с 1940 по 1950 год, а также знакомство с танцовщицей Джулиет Браунер, которая на протяжении шести лет была музой мастера. И завершается экспозиция вновь Парижем, но уже послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на целых 25 лет поселился в студии на рю Феру, 2-бис, продолжая снимать портреты.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+