18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Секретные материалы», или Что мы еще не знаем о московской подземке

№41
Материал из газеты

Об этом расскажут на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева

В истории строительства московского метро остается еще много белых пятен, и выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева по замыслу ее кураторов (Ирина Чепкунова, Мария Костюк, Елена Желудкова) должна продолжить тему их раскрытия. В экспозицию ­войдут редкие архивные материалы из фондов музея, Музея Московского метрополитена и Мосгипротранса (организации, которая проектирует и строит новые станции), сегодня уже ставшие памятниками культуры, ведь в создании подземных «дворцов для народа» принимали участие ведущие архитекторы, художники и скульпторы: братья Веснины, Александр Дейнека, Алексей Душкин, Борис Иофан, Павел Корин, Николай Ладовский, Иван Фомин.

Самой интересной темой в этом проекте обещает быть то, как выглядели бы станции, если бы воплотились изначальные проекты, а они не раз менялись в силу разных причин. Так, в эскизах Иофана сохранился проект станции «Бауманская», которая задумывалась как «Спартаковская» с изваяниями героев восстания Спартака и советских спортсменов. Но строительство было прервано войной, и в 1943 году появился другой проект — со скульптурами советских воинов и тружеников тыла Вячеслава Андреева. Гипсовая модель его Десантника из собрания Музея архитектуры будет в экспозиции.

Станцию «Павелецкая» должны были строить по проекту Весниных и планировали посвятить шахтерам, назвав «Донбасской». Ее должны были украсить мозаичные восьмигранные панно на тему Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс Дейнеки, изображения которых остались и в проекте Весниных. Плафоны были уже изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым. Однако металлические конструкции для их крепления остались в оккупированном немцами Днепропетровске, и проект остался на бумаге. Новый вариант «Павелецкой» уже принадлежит архитектору Душкину, а панно Дейнеки украсили «Новокузнецкую», спроектированную Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.

Не были реализованы и уникальные двухъярусные пересадочные станции Таранова. Сын архитектора Андрей Таранов предоставил для выставки уникальный материал о неосуществленных проектах отца, в том числе фотографии макета одной из двухъярусных станций — «Киевской». Метрострой начал готовить проект в 1947 году, к 70-летию Сталина. Однако от идеи строительства отказались, опасаясь не успеть к юбилею вождя. В свою очередь, историк архитектуры Марианна Евстратова предоставила материалы по станции «Комсомольская-кольцевая» — проекта Алексея Щусева, реализацией которого после его смерти занимались его ученики, и конечный результат здесь также отличается от изначального варианта. Павел Корин, создавший мозаичные панно, был привлечен к работе уже на окончательном этапе.

Будет в экспозиции и архитектурная графика Алексея Душкина. Ведь именно его проекты первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская») и «Новослободская» — задали высокую планку остальным проектировщикам метрополитена.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+