18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пригов жив

№41
Материал из газеты

Михаил Ямпольский объяснил, как прославленный концептуалист ускользает от собственной смерти

В предисловии к  большому эссе Пригов: Очерки художественного номинализма, состоящему из семи самостоятельных глав, философ Михаил Ямпольский объясняет, почему Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007) шире концептуализма, к которому его постоянно причисляют. Дело в том, что за его жестами и декларациями возникает самодостаточный художественный мир, не сводимый к языковым играм. И Ямпольский видит свою задачу в расширении привычного взгляда на классика, чья ретроспектива недавно состоялась в Государственной Третьяковской галерее и чья именная «комната художника» появилась в Главном штабе в Эрмитаже.

В 1977 году Пригов создал книжечку Два портрета, в которой портреты Ленина и Брежнева обменивались значением через меняющуюся конфигурацию отверстий в страницах. «Смысл возникает здесь как взаимообмен и взаимопроникновение. При этом сюжет книги — момент проникновения и обмена, идущего параллельно листанию страниц», — объясняет Михаил Ямпольский.

Философ постоянно, хотя и разными способами, задает один и тот же вопрос: что же, собственно говоря, означает для Пригова то или иное состояние-переход?

Пригов настаивал, что язык — это прежде всего пространство творения, а не коммуникации. После чтения Очерков художественного номинализма процесс проникновения смысла из текстов в реальный мир становится для читателя навязчивой идеей.Ведь творческое пространство Пригова всегда находится в движении, в становлении. В нем нет состояния покоя, завершенности. В этом мире вопрос «кто я?» перетекает в статус «кто я сейчас?». Здесь мы сталкиваемся с постоянным ускользанием от «себя», желанием бесформенности, способной превратиться во что угодно.  Хоть в монстра.
Главным медиумом и проводником ее становится тело: «В 2003 году Пригов участвовал в перформансе „Good bye, USSR“, организованном Гришей Брускиным. В нем Пригову была уготована роль Голема, которого обучают говорить и который перестает слушаться своего творца. В финале у него со лба стирают „магическую тетраграмму: СССР“, и он умирает».
Голем становится не только идеалом бесформенности, носителем собственной смерти, но и потенциальной возможностью продолжить творение. Тем, что всегда пластично. И может ожить.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+