18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В швейцарском Лугано открылась первая полная ретроспектива Родченко

Ретроспектива, открывшаяся 26 февраля в Центре искусства и культуры Лугано (LAC), действительно беспрецедентна даже для такой знаковой фигуры русского авангарда, как Александр Родченко, интерес к наследию которого ведущих мировых музеев и широкой публики сравним разве что с интересом к наследию другого гуру авангарда — Казимира Малевича. Во впечатляющем своими размерами пространстве LAC, одном из трех отведенных под временные экспозиции, представлены винтажные фотографии, коллажи, печатные издания, кино- и рекламные плакаты Родченко — всего 316 экспонатов. Столь амбициозный проект сегодня под силу только московскому Мультимедиа Арт Музею, обладающему самой большой коллекцией работ художника.

Куратор выставки, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, выстроила сценарий экспозиции, следуя не только хронологии творчества Александра Родченко, но и его темам, не менее новаторским, чем эксперименты с формой и материалами. Сначала идут фотомонтажи и коллажи начала 1920-х, использованные в оформлении печатной продукции и самой известной работы Родченко в этом жанре — издания «Про это» Владимира Маяковского. Здесь же рекламные плакаты, тоже созданные совместно с Маяковским и ставшие эталонными образцами для подобной продукции в 1920-е годы.

Затем показана фотография, которой Родченко начал заниматься с 1924 года, она и принесла ему мировую известность: знаменитые снимки крупным кадром, такие как «Портрет матери» (1924), «Пионерка» и «Трубач» (оба — 1930), портретная серия друзей и единомышленников — Маяковского, Осипа и Лили Брик, Николая Асеева и Константина Мельникова. Отдельно сгруппированы архитектурные фотографии со знаменитыми родченковскими головокружительными ракурсами («Дом на Мясницкой», 1925, «Дом Моссельпрома», 1926, «Лестница», 1929). Здесь же очень редкие пикториальные фото Родченко. О том, что Александр Родченко был и пионером российской репортажной фотосъемки, свидетельствуют кадры с заводов и крупных строек.

Вслед за ними идут фотографии, посвященные спортивным праздникам конца 1920–1930-х, вовсе не случайно оказавшиеся в одном экспозиционном пространстве со снимками 1929 года, изображающими заводскую серийную продукцию и перекликающимися со стройными рядами и конструкциям из человеческих тел на фоне развевающихся знамен спортивной серии. На смену постреволюционному хаосу и свободе пришел тоталитаризм сталинской эпохи, где человеку была отведена роль той же серийной шестеренки.

Предпоследний раздел посвящен мало известным широкой публике поздним фотографиям Родченко (1930-е — начало 1940-х). Здесь, в частности, репортажи со строительства Беломорканала, Большой театр и отдельная серия, посвященная цирку.

«Это действительно самая полная ретроспектива фотографического искусства Родченко, выставка, показывающая трансформацию его искусства на фоне перемен, которые происходили в стране. Например, когда единственным художественным направлением был объявлен социалистический реализм, а единственным заказчиком произведений искусства стало государство, Родченко выбирает цирк как последнее более или менее свободное пространство самовыражения. И это как бы его молчаливое сопротивление режиму. О глубоком внутреннем кризисе в этот поздний период свидетельствуют не только эти снимки, но и дневники Родченко», — говорит Ольга Свиблова.

Тем не менее выставка завершается на оптимистической ноте — парящими в пространстве тремя геометрическими мобилями (1920–1921) в залитом естественным светом последнем зале экспозиции. Они вновь возвращают зрителя к началу, ко времени революционного строительства светлого будущего, вдохновлявшего Родченко на создание шедевров.

Выставка продлится до 8 мая.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+