18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очередь на Бакста

После феноменального успеха двух московских выставок подряд — Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее и выставки русского театрально-декорационного искусства «Прорыв» в Театральном музее имени А.А.Бахрушина — открывшаяся 24 февраля в Государственном Русском музее выставка Льва Бакста по всем признакам должна вызвать такой же интерес публики, ведь это автор того же художественного круга и схожего направления. Пока не ясно, побьет ли проект Русского музея рекорды посещаемости, но на вернисаже было как в час пик. По узнаваемости образов Бакст не особенно уступает тому же Серову: в сознании зрителя «Ужин» или «Портрет Дягилева с няней» прочно ассоциируются с Серебряным веком.

Эта экспозиция не претендует на статус ретроспективы, поскольку известны далеко не все работы, сделанные художником после отъезда в 1913 году в Европу и Америку (о чем в каталоге выставки пишет ее куратор Владимир Круглов). Однако к 150-летию со дня рождения Льва Бакста собрано около 160 произведений из отечественных государственных и частных собраний, включая такие нехарактерные вещи, как написанное по заказу Военно-морского министерства и хранящееся в Центральном военно-морском музее в Петербурге большое многофигурное полотно «Встреча адмирала Ф.К.Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (1900).

Художественное наследие Бакста выглядит достаточно скромным по объему и поделено на четыре зала. Открывает выставку одна из самых известных и внушительных станковых работ художника — написанный в 1907 году «Древний ужас», а завершает огромный расписной занавес «Элизиум» для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской 1906 года. Также среди представленного в Корпусе Бенуа — реконструкции театральных костюмов по эскизам Бакста.

Работая за рубежом над постановками «Русских сезонов» Лев Бакст, которому в 1912 году как еврею было отказано в праве проживать в Петербурге, оказывается одним из самых востребованных художников российского происхождения — в Европе и особенно в Америке с 1913 года и до самой смерти в 1924-м ежегодно проходит по несколько его выставок. Целый зал в Русском музее посвящен поздним работам Бакста в области дизайна тканей; интереснейшие эскизы орнаментов и образцы тканей из собрания московской галереи «Наши художники», сделанные в 1920-е годы, показывают его как художника складывающегося ар-деко.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+