18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Алхимик и каббалист Ансельм Кифер предлагает читать, а не смотреть свои картины

№40
Материал из газеты

Первая во Франции за последние тридцать лет ретроспектива немецкого мастера в Центре Помпиду

При входе в Бобур вы сразу оказываетесь перед высоченным домом-башней из бетона и свинца. Внутри — тысячи фотографий, сделанных Ансельмом Кифером. На них — время и память, о которых говорит каждая из 160 работ, представленных на его ретроспективе, первой во Франции за последние 30 лет.

Сегодня Кифера называют главным монументалистом послевоенного искусства, измеряя его картины в метрах, скульптуры — в десятках, а то и сотнях килограммов, а их стоимость — в миллионах евро. А начиналось все со вполне камерных экспериментов — провокативно-политических в духе Йозефа Бойса.

Отправной точкой стала серия фотографий 1969 года Оккупация. Художник снял себя в форме офицера Третьего рейха с нацистским приветствием в разных городах Европы, за что едва не был обвинен в симпатиях к нацизму. Оправданием стала тема холокоста, тоже красной нитью проходящая через все его работы. Кифер же свой выбор объяснял просто: «Ни дома, ни в школе — нигде не говорили о нацизме, я решил нарушить это молчание». В его творчестве вообще многое родом из детства. Он родился в 1945 году, за месяц до окончания войны. Игрушек не было, зато были руины. «Для кого-то руины — это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала». Тогда он играл в этот промышленный мусор — сегодня делает из него картины, скульптуры и свои мощные книги. Холст, песок, обрывки газет, волосы, масло, трава — выжженные огнем и вымоченные под дождем, они и правда похожи на сор, из которого, известно, рождаются стихи. Филолог по образованию, свои картины Кифер призывает именно читать. Читать в них Хайдеггера, Гете, Селина, Жене и Целана, к стихам которого он не перестает обращаться. Фуга смерти об истреблении нацистами евреев стала темой целого цикла, который завершают две работы — Маргарита (1981) и Суламифь (1983). Золотые косы арийки Маргариты стали горящей соломой, от которой валит дым, как из труб в лагерях смерти. Волосы же Суламифи превратились в пепел.

В последние годы Кифер увлекся каббалой. Говорит, что иудаизм знает теперь лучше иного еврея, и для своей ретроспективы создал несколько десятков тематических «витрин» — еще один привет Бойсу.

Параллельно с Бобуром свою выставку подготовила и Национальная библиотека Франции — «Алхимию книги», где собраны книги Кифера, созданные с 1968 года по сей день. На самом деле это масштабные скульптуры. Художник признается, что 60% своего времени посвящает именно книгам: «В них заключено само время. Время, которое требуется, чтобы написать книгу и прочитать ее, страница за страницей. Картина же его представляет. Входя в зал, мы видим готовую работу, на которой уже все есть. Возле нее можно задержаться подольше, чтобы лучше понять, но мы не обязаны следовать течению времени. В этом и заключается разница между книгой и картиной. Мои же книги находятся где-то посередине».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+