Где растет современное искусство

За последние несколько лет в Москве появился целый ряд выставочных площадок, никак не афиширующих свое существование для широкой публики. Появление этих мест напрямую связано с финансовым кризисом и развитием художественных школ, выпускникам которых просто не хватает места в немногочисленных московских музеях и галереях, интересующихся современным искусством. Обычно это помещения, снятые частным образом на бывших заводах и превращенные в настоящие оазисы культурной жизни. Там проходят выставки и семинары, роятся молодые кураторы и художники, их друзья и друзья их друзей. Там слушают лекции и ведут дискуссии о новых видах и технологиях искусства, а после этого вполне могут послушать и техно. Для того чтобы попасть на выставку в подобное пространство, нужно заявиться в списки или договориться о встрече. Анонсы предстоящих выставок зачастую можно найти только на странице Facebook.

Справка

Саша Обухова
Куратор проекта «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» в рамках публичной программы выставки Луиз Буржуа в Музее современного искусства «Гараж»

Архив музея «Гараж» собирает и хранит информацию не только о прошедших событиях — одной из его важнейших задач является работа с актуальным контекстом. Тема художественных самоорганизаций позволила нам собрать большое количество информации об актуальной ситуации в искусстве страны, потому что это то искусство, которое минует институции естественным образом. Мы записали семь развернутых интервью с представителями московских самоорганизаций (центр «Красный»; Кирилл Преображенский и галерея «Черемушки»; группа АВС; Red Square; Шифра Каждан и галерея «Частная собственность»; Денис Мустафин с фестивалем «Пошел, куда пошел»). Для нас было важно собрать информацию о самоорганизациях в Москве за 15 лет и обнаружить, что существует серьезная разница между самоорганизациями в столице и в регионах. Самоорганизации Москвы возникают и работают в некоем поколенческом институциональном движении: они зачастую противопоставляют свою деятельность консервативным, неповоротливым институциям. Это реальная альтернатива существующему порядку вещей. В регионах самоорганизации — это, как правило, единственный вариант существования художественного сообщества — так же, как было в доперестроечной российской действительности.

Дарья Чапковская
Куратор выставки «Художественные сообщества Москвы» в Музее Москвы

Прежде всего нужно отметить, что искусство всегда в своей основе произрастало из самоорганизованной среды. Традиции свободного искусства всегда были необычайно важны. И если рассматривать значимых для нашей культуры современных художников и историю начала их творчества, то это будут группы, сквоты, просто компании людей, которые обсуждали и творили, сидя в своих мастерских, на кухнях и в подвалах. Сейчас несколько иная ситуация,  но вопрос актуальности самоорганизации художественной среды не отпал и даже стал острее. Художники, ищущие грани между различными форматами искусства, образуют группы и направления, которые зачастую имеют формат, не подлежащий выставлению в галереях или музеях. Это фестивали уличного искусства, не имеющие организаторов, кураторов, проходящие в заброшенных помещениях: «Фарш», «Арт-захват» и многие другие. Квартирные выставки, где можно вне цензуры представлять различные форматы и формы нового искусства. Возможность провести выставку в Музее Москвы была совершенно уникальной, так как мне удалось собрать 12 самых разных групп художников, которые объединены только тем, что они являются самоорганизованными группами, существующими по своим концептуальным законам. Мы показали, каким разнообразным может быть искусство. Безусловно, это очень небольшой кусочек того сложного, многослойного пирога, который представляет собой художественная жизнь такого мегаполиса, как Москва.

Еще…

Новые выставочные залы, открытые своими для своих, естественным образом расширяют границы культурного поля и одновременно изменяют самих участников художественных сообществ, которые берут на себя больше ответственности.
С одной стороны, содержать выставочное пространство на собственные средства — значит иметь больше свободы от галериста или мецената, с другой — повышается риск потерять помещение, если деньги закончатся, что особенно актуально в условиях нестабильной экономики.

The Art Newspaper Russia рассказывает о семи новых экспериментальных площадках Москвы.


Кураторская мастерская «Треугольник»

В декабре 2015 года в кураторской мастерской «Треугольник» прошел перформанс под названием Детокс группы «Веселая карусель». Художники избавлялись от ядов и токсинов, накопившихся в их организме под воздействием медиасреды, с помощью капельницы, которую они сделали символом обновления. По их мнению, в теле искусства, как и в любом другом, со временем собираются вредные вещества, разрушающие организм, и «Веселая карусель» намеревается очистить московское искусство. Перформанс, в котором приняли участие Андрюша Кремов, Олег Устинов, Антонина Баевер и Дмитрий Федоров, стал первым шагом на пути под знаком спасительной капельницы, выручающей как от белой горячки, так и от творческого кризиса.
В декабре 2015 года в кураторской мастерской «Треугольник» прошел перформанс под названием Детокс группы «Веселая карусель». Художники избавлялись от ядов и токсинов, накопившихся в их организме под воздействием медиасреды, с помощью капельницы, которую они сделали символом обновления. По их мнению, в теле искусства, как и в любом другом, со временем собираются вредные вещества, разрушающие организм, и «Веселая карусель» намеревается очистить московское искусство. Перформанс, в котором приняли участие Андрюша Кремов, Олег Устинов, Антонина Баевер и Дмитрий Федоров, стал первым шагом на пути под знаком спасительной капельницы, выручающей как от белой горячки, так и от творческого кризиса.

«Треугольник» — независимая, сравнительно новая экспериментальная площадка, созданная для коммуникации, самообразования и собственных выставочных проектов группой молодых кураторов, число которых дошло уже до 16. В небольшом помещении проходят кинопоказы, дискуссии, портфолио-ревю, есть небольшая библиотека профессиональной литературы. По словам Соны Степанян, участницы мастерской, за последний год на площадке состоялось более десяти выставок и множество встреч с художниками, кураторами и теоретиками искусства. «Один из наших новых форматов — серия бесед с независимыми кураторами недавних выставок Кураторский чердак. В них обсуждаются все аспекты подготовки кураторских проектов, от организационных моментов и внедрения в институцию до интеллектуальных предпосылок, обусловивших обсуждаемые проекты», — рассказывает Сона Степанян. В рамках проекта прошли встречи с основательницей одной из главных московских галерей XL Еленой Селиной, куратором и архивисткой московского концептуализма Еленой Куприной-Ляхович, критиками Валентином Дьяконовым, Эльмирой Болотян. В ноябре 2015 года «Треугольник» принимал участие в проекте Музея современного искусства «Гараж» Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015. Участники мастерской самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


Галерея «Электрозавод»

Белая выставка Вики Малковой и Полины Москвиной прошла в галерее «Электрозавод» летом 2015 года. Художницы совместно обновили пространство галереи, буквально попытавшись его «выстирать». Белый был выбран не случайно — как цвет чистоты, обновления, стремления к нейтральности. Стены галереи были уподоблены гигантским флагам или застывшим парусам. Белый — это еще и дипломатический цвет, это призыв к диалогу в бурях политических дискуссий, которые увлекли очень многих молодых художников в последние годы. Художницы попытались продемонстрировать, что можно работать сообща и при этом не наполнять пространство вокруг себя идеологически заряженными символами.
Белая выставка Вики Малковой и Полины Москвиной прошла в галерее «Электрозавод» летом 2015 года. Художницы совместно обновили пространство галереи, буквально попытавшись его «выстирать». Белый был выбран не случайно — как цвет чистоты, обновления, стремления к нейтральности. Стены галереи были уподоблены гигантским флагам или застывшим парусам. Белый — это еще и дипломатический цвет, это призыв к диалогу в бурях политических дискуссий, которые увлекли очень многих молодых художников в последние годы. Художницы попытались продемонстрировать, что можно работать сообща и при этом не наполнять пространство вокруг себя идеологически заряженными символами.

Открытая в 2011 году под названием «Периметр» и позже его сменившая, галерея «Электрозавод» — классическая независимая площадка, устроенная без участия покровителей, для которой в английском даже есть устойчивое выражение artist-run space. То, что в русском языке основатели галереи именуют себя кураторами, а не художниками, характерно именно для российского художественного новояза: «куратором» становится любой художник, организующий деятельность других художников, то есть это слово обозначает род деятельности, а не видовую принадлежность. По словам Дмитрия Филиппова, одного из четырех кураторов галереи, цель площадки — создавать и показывать искусство «во что бы то ни стало». «Нас объединяет общее понимание, что без таких площадок, организованных снизу, о развитии искусства в России речи идти не может. Наше место — это постоянный процесс обсуждения, поэтому каждая выставка, помимо конечного результата, включает в себя вовлеченность каждого участника в ее подготовку», — комментирует Дмитрий Филиппов. В галерее прошло более 30 выставок молодых художников, в том числе Арсения Жиляева, Альберта Солдатова и других. Площадка частично покрывает расходы на аренду сдачей помещения под мастерские художников и съемки.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


ISSMAG

Первой в галерее после ее перевоплощения из шоу-рум стала экспозиция Чувство собственного достоинства непредсказуемо Анны Шестаковой, которая учится в Венской академии изобразительных искусств. Со времен венского акционизма там многое изменилось, поэтому объекты на выставке Анны напоминают личные вещи бездомных в камере дезинфекции. Принесенные с улицы кусок мрамора с надписью фломастером, грязный забрызганный целлофан и мраморные шарики на мраморной подставке вместе образуют образ художника, который не любит слишком прямолинейные ходы.
Первой в галерее после ее перевоплощения из шоу-рум стала экспозиция Чувство собственного достоинства непредсказуемо Анны Шестаковой, которая учится в Венской академии изобразительных искусств. Со времен венского акционизма там многое изменилось, поэтому объекты на выставке Анны напоминают личные вещи бездомных в камере дезинфекции. Принесенные с улицы кусок мрамора с надписью фломастером, грязный забрызганный целлофан и мраморные шарики на мраморной подставке вместе образуют образ художника, который не любит слишком прямолинейные ходы.

ISSMAG — мобильное выставочное пространство, в конце прошлого года временно занимавшее площадку на территории НИИДАР. Прежде на месте галереи работал магазин дизайнерской одежды, название осталось в наследство от него. Открывшись осенью 2015 года, галерея уже провела несколько выставок молодых художников. Можно отметить, например, проект Чувство собственного достоинства непредсказуемо художницы Анны Шестаковой. Также на территории галереи состоялся большой исследовательский проект И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь, осмысляющий отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики. Куратор площадки — Антонина Баевер. По ее словам, галерея показывает молодых прогрессивных художников с абсолютно разными взглядами на происходящее в нашей стране в данный момент: «У ISSMAG нет никаких привязанностей, кроме привязанности к обжигающему или, напротив, холодящему дыханию современности, исходящему от наших художников. Наше пребывание в обожаемом пространстве на территории НИИДАР завершилось выставкой Александра Образумова Содержание конфиденциально о ритуальных играх офисных работников. Мы вновь откроемся на новом месте, которое объявим скоро, персональной выставкой Арнольда Вебера. Также в нашей программе будут живописец Олег Устинов, певец пост-цифровой реальности Егор Крафт и знаток урбанистических субкультур Кирилл Савченков». Галерея финансируется семьей одного из организаторов.

НИИДАР
Бывшая территория Научно-исследовательского института дальней радиосвязи.
ул. Бухвостова, д. 12, корп. 16, 4-й этаж, комната 411


Центр «Красный»

Осенью 2015 года центр «Красный» показал выставку Грязное белье, экспонаты которой были сделаны из грязного белья хостела «Фабрика», с которым центр делит помещение. После выставки искусство было буквально отстирано от белья, а простыни сданы обратно в хостел. Так художники проиллюстрировали жизненный цикл произведений искусства. Среди участников были Николай Сапрыкин, Ирина Петракова, Иван Новиков, Ильмира Болотян (на иллюстрации — ее работа The Real Virgin), которые согласны с утверждением, что копаться в грязном белье — вполне подходящее занятие для художников. По их словам, «темпоральность, индексальность, десублимация, субверсия, ирония, аллегория, метонимия — все это грязное белье».
Осенью 2015 года центр «Красный» показал выставку Грязное белье, экспонаты которой были сделаны из грязного белья хостела «Фабрика», с которым центр делит помещение. После выставки искусство было буквально отстирано от белья, а простыни сданы обратно в хостел. Так художники проиллюстрировали жизненный цикл произведений искусства. Среди участников были Николай Сапрыкин, Ирина Петракова, Иван Новиков, Ильмира Болотян (на иллюстрации — ее работа The Real Virgin), которые согласны с утверждением, что копаться в грязном белье — вполне подходящее занятие для художников. По их словам, «темпоральность, индексальность, десублимация, субверсия, ирония, аллегория, метонимия — все это грязное белье».

Центр «Красный» — еще одно экспериментальное artist-run space (выставочное пространство, напрямую управляемое художниками, без спонсоров или институций), объединение 16 художников и кураторов, преимущественно из института «База», основанного Анатолием Осмоловским учебного заведения, где изучают теорию и практику современного искусства. Центр «Красный» занимает небольшое выставочное пространство по соседству с хостелом «Фабрика», здесь находятся мастерские и площадка для выставок и дискуссий. Основатели утверждают, что центр появился «в мрачное время гегемонии школ и выставочных концернов, чтобы провести дескулинг (англ. deschooling — «отдых от школьного опыта». — TANR) молодости и современного искусства». За неполный год в центре на «Красном Октябре» прошел ряд выставок художников Ивана Новикова, Бориса Клюшникова, Индивидуального Предпринимателя, Валерия Чтака, Конференция имени Демократической психиатрии. По словам художницы Ирины Петраковой, часто это выставки, которые нигде в другом месте не могли бы быть показаны. Музей современного искусства «Гараж» включил «Красный» в исследование самоорганизации художников с 2000 по 2015 год, хотя площадке еще нет и года. Медийную популярность она приобрела после инцидента на Фестивале активистского искусства «Медиаудар», когда на территорию центра ворвались сторонники движения «Антидилер» со съемочной группой ВГТРК и попытались закрыть выставку, но не преуспели. Участники центра самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

«Красный Октябрь»
Бывшая кондитерская фабрика, одна из первых подверглась джентрификации.
Берсеневский пер., д. 5, стр. 3, 3-й этаж


Московский институт космических аномалий (МИКА)

В рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» был запущен проект по долгосрочной интеграции произведений современного искусства в парковое и оранжерейное пространство На пленэре. Художникам было предложено вступить во взаимодействие с флорой небольшого сада, в котором стройная упорядоченность созданий природы навевает воспоминания о регулярных парках. Скульптуры Александра Кутового, одновременно отсылающие и к архаике, и к Ренессансу, напомнили о старой традиции парковой скульптуры, которая была своеобразным мерилом пространства и олицетворением человеческого гения.
В рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» был запущен проект по долгосрочной интеграции произведений современного искусства в парковое и оранжерейное пространство На пленэре. Художникам было предложено вступить во взаимодействие с флорой небольшого сада, в котором стройная упорядоченность созданий природы навевает воспоминания о регулярных парках. Скульптуры Александра Кутового, одновременно отсылающие и к архаике, и к Ренессансу, напомнили о старой традиции парковой скульптуры, которая была своеобразным мерилом пространства и олицетворением человеческого гения.

Расположенный на проспекте Мира самый старый в России ботанический сад в прошлом году стал сотрудничать с Московским институтом космических аномалий (МИКА) — виртуальным сообществом московских концептуалистов, которое организует там перформансы, концерты молодых академических и экспериментальных музыкантов, хеппенинги и выставки (группа «Инспекция „Московская герменевтика“, Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев). Например, так называемая скрытая выставка Космический огород — долгосрочный проект интеграции художественной экспозиции в пространство сада, в ходе которого никак не обозначенные произведения искусства партизанским образом помещают среди растений. В тропической оранжерее, к примеру, под стволами пальм и бананов притаились гипсовые фигуры Саши Кутового — эскизы больших скульптур автора, а отлитая из бронзы сосновая веточка Антона Ольшванга сливается с фоном стыдливых мимоз. По словам Мити Нестерова, основателя МИКА, основной принцип взаимодействия кураторов с пространством — адресовать свою художественную работу растениям и растительному сознанию, руководствуясь правилами ботанической экспозиции. С лета сотрудники МИКА показывают растениям сада искусство, играют музыку и читают стихи. Следующий масштабный групповой выставочный проект откроется летом 2016 года. В планах на год — начать образовательную и лекционную программы, возможно в сотрудничестве с молодыми специалистами Московского университета. Вход на территорию сада платный.

«Аптекарский огород»
Самый старый в России ботанический сад, основанный в 1706 году Петром I.
Пр-т Ми ра, д. 26, стр. 1


Варочный цех

Что-то происходит — это художественно-социальный эксперимент, который осенью 2015 года развернулся на территории пивоваренного завода. Завод превратился в тотальную инсталляцию, где искусство тесно переплетено с рутинной деятельностью. В работах художников отразилась тема труда и потребления, многие из них отрефлексировали собственное нахождение на заводе в роли культурных интервентов, ведь джентрификация, хоть и принесла предприятиям новую жизнь, не предполагает промышленного производства. Художники Ирина Корина, Recycle Group, ::vtol::, Илья Долгов, Саша Пирогова, Игорь Самолет и другие показывали видео в проходах между чанами, рисовали на стенах и устраивали перформансы в цехах.
Что-то происходит — это художественно-социальный эксперимент, который осенью 2015 года развернулся на территории пивоваренного завода. Завод превратился в тотальную инсталляцию, где искусство тесно переплетено с рутинной деятельностью. В работах художников отразилась тема труда и потребления, многие из них отрефлексировали собственное нахождение на заводе в роли культурных интервентов, ведь джентрификация, хоть и принесла предприятиям новую жизнь, не предполагает промышленного производства. Художники Ирина Корина, Recycle Group, ::vtol::, Илья Долгов, Саша Пирогова, Игорь Самолет и другие показывали видео в проходах между чанами, рисовали на стенах и устраивали перформансы в цехах.

Варочный цех открылся в сентябре 2015 года на территории завода Московской пивоваренной компании (МПК) в Мытищах. Команда кураторов показывает здесь художественные проекты как в отдельном пустующем здании варочного цеха (ЕлиКука, Север-7, Stain), так и в рабочих цехах на самом производстве (Recycle Group, Александр Шишкин-Хокусай, Ирина Корина, ::vtol::, Илья Федотов-Федоров, Куда бегут собаки, Саша Пирогова, Илья Долгов). В рамках спецпроекта Московской биеннале Что-то происходит прямо в цехах варки, упаковки, розлива, в заводской лаборатории и на складе проходили перформансы, вокруг которых продолжалась работа заводских служащих. Эта площадка существует на деньги пивоваренной компании, но спонсор никак не вмешивается в художественный процесс и к тому же благосклонен к современному искусству в самых необычных его проявлениях. Это не просто джентрифицированная площадка-лофт, которые можно было в большом количестве наблюдать в Москве за последние десять лет. Одновременно это и не галерея, вскладчину снятая друзьями-художниками, и не фонд с собственной коллекцией — мы наблюдаем новую и очень привлекательную форму взаимодействия художников и меценатов, в рамках которой искусство вторгается непосредственно в жизнь.

Куратор Мария Комарова рассказывает об амбициозных планах на 2016 год: помимо образовательной программы (в том числе для сотрудников пивоваренного завода) и летней бесплатной школы по истории и теории современного искусства, продолжится программа резиденций. Первая команда резиденции проводила локальные исследования в Мытищах. В конце января открылась итоговая выставка Можно. Скорее можно, чем нельзя. Скорее нельзя, чем можно. Нельзя, в которой художники резиденции показали результаты своих исследований. Вход на выставки свободный с пятницы по воскресенье с 12.00 до 20.00.

Завод МПК
Действующий завод Московской пивоваренной компании.
Мытищи, Волковское ш., д. 12


Агентство сингулярных исследований

Парк «Дистопия» — это псевдомузейный проект Анны Титовой и Станислава Шурипы, экспонатами которого стали фрагменты архива вымышленной институции. На первый взгляд, эти документы рассказывали о важных событиях XX века, однако они представали в необычных ракурсах, а знакомые смыслы трансформировались до неузнаваемости. Проект поднял тему «параллельной истории», которая основана на мистификации. Выставка отразила современную российскую одержимость событиями прошлого и тягу к поиску своей идентичности на страницах учебников. Главным достижением проекта стало доказательство того, что история по-прежнему прекрасный материал для толкований и самых безумных теорий. Фото: Сергей Гуськов
Парк «Дистопия» — это псевдомузейный проект Анны Титовой и Станислава Шурипы, экспонатами которого стали фрагменты архива вымышленной институции. На первый взгляд, эти документы рассказывали о важных событиях XX века, однако они представали в необычных ракурсах, а знакомые смыслы трансформировались до неузнаваемости. Проект поднял тему «параллельной истории», которая основана на мистификации. Выставка отразила современную российскую одержимость событиями прошлого и тягу к поиску своей идентичности на страницах учебников. Главным достижением проекта стало доказательство того, что история по-прежнему прекрасный материал для толкований и самых безумных теорий.
Фото: Сергей Гуськов

Основанное весной 2015 года художниками Станиславом Шурипой и Анной Титовой «Агентство сингулярных исследований» (АСИ) — необычная структура, похожая на шоу-рум и в то же время на центр исследований визуальной культуры. События, которые проходят на площадке АСИ, как правило, не укладываются в формат обычной выставки произведений искусства, это, скорее, презентации найденных документов и архивов. «В основном АСИ занимается расшифровкой и истолкованием образов, месседжей и других элементов реальности массовых коммуникаций», — поясняет Анна Титова. Недавно закрылся масштабный проект АСИ Парк „Дистопия“ — документальная реконструкция неизвестных страниц новейшей истории Москвы, где, по словам Титовой, было представлено несколько сотен фотографий, запечатлевших последствия тщательно скрываемого факта столкновения российской столицы с неизвестным небесным телом. В декабре в АСИ прошли ворк-шопы молодого художника Кирилла Савченкова под названием Horizon Community Workshop, в которых он рассказал о выживании культурного работника в новом мире корпораций, где капитализм проник даже в такие области, как астрофизика и криптозоология, в эзотерические учения и боевые искусства.

ЦТИ «Фабрика»
Творческий центр на территории бывшей фабрики технической бумаги.
Переведеновский пер., д. 18

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+