18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Они конкурировали в получении заказов». Куратор Анна Корндорф рассказывает о Сальваторе Розе и Гаспаре Дюге

Два знаменитых пейзажиста XVII века впервые в диалоге в фонде IN ARTIBUS. Чем уникальна эта выставка и почему ее непременно надо успеть увидеть, рассказывает ее куратор доктор искусствоведения Анна Корндорф.


Как возникла идея двойной выставки — Сальватора Розы и Гаспара Дюге?

Эта идея напрашивалась сама собой. Во-первых, они современники, даже родились в одном, 1615 году. Во-вторых, в коллекции основателя нашего фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой есть замечательные работы Сальватора Розы и Гаспара Дюге, живопись и оригинальная графика, которые давно хотелось показать. И наконец, к 400-летию со дня рождения Розы и Дюге фонд вместе с Государственным институтом искусствознания готовил серьезную научную конференцию с приглашением ведущих отечественных и иностранных специалистов (она состоялась в экспозиционных залах фонда 1–2 декабря прошлого года, вскоре после открытия выставки).

Так что, когда я подключилась к проекту как куратор, моей главной задачей была разработка концепции выставки и привлечение необходимых для нее работ Розы и Дюге из публичных и частных собраний. На этот раз мы решили ограничиться отечественными коллекциями, поскольку и времени на подготовку было не очень много, и посмотреть, как менялось увлечение этими именами русских коллекционеров в разное время, было интересно. Но в будущем фонд, безусловно, привлечет к участию в выставках и зарубежные собрания.

Как много произведений Розы и Дюге в российских музеях?

Дюге довольно неплохо представлен в музейных собраниях как бывшего СССР, так и в наших, отечественных. Поэтому с ним проблем не было вообще. С Розой все сложнее. Однозначно приписываемых именно ему, а не его школе или последователям живописных произведений в Москве и в региональных музеях нет. Конечно, картины и графика Розы есть в собрании Государственного Эрмитажа, и самые известные из них — «Блудный сын», «Одиссей и Навзикая», «Портрет» — находятся в постоянной экспозиции. Для нашей выставки Эрмитаж любезно предоставил два полотна Дюге, некогда входивших в замечательную коллекцию лорда Роберта Уолпола, купленную Екатериной II. Вся живопись и оригинальные рисунки Розы, которые можно увидеть на выставке, — из собрания Инны Баженовой и впервые показываются в России, ей же принадлежит несколько полотен Дюге. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в свою очередь, позволил нам показать все хранящиеся в его фондах офорты Розы и Дюге. Поэтому на выставке можно воочию убедиться, что и тот и другой были не только замечательными живописцами, но и блестящими граверами.

И как вы выстроили концепцию столь представительной музейной выставки?

Мы решили обойтись без хронологии творчества этих мастеров. Она здесь не так важна — важны сами работы, представленные как диалог двух художников, одновременно работавших в Риме. Не случайно зрителя встречают колонны, символизирующие римские руины и погружающие его в атмосферу Вечного города и его окрестностей, вдохновивших наших героев на создание своих великолепных пейзажных видов. Идея такого оригинального антуража принадлежит дизайнеру экспозиции Евгению Ассу.

Далее, по периметру всего выставочного пространства вывешена графика, а напротив нее — живописные произведения, что заставляет зрителя искать и находить схожие сюжеты, пейзажные мотивы и фигуры и там и здесь. Известно, что Роза в поздний период своего творчества, в 1760-е, особенно много работал в технике офорта, посылая эти листы своим потенциальным заказчикам как каталог возможных сюжетов для будущих заказов. Поэтому сегодня в разных музеях мира есть живописные варианты тех же сюжетов, что показаны у нас в виде гравюр.

Роза и Дюге очень часто упоминаются вместе, притом что они разные по темпераменту и школе: первый — южанин, возможно, ученик Риберы и других мастеров, работавших в Неаполе, второй всю жизнь прожил в Риме, был шурином и учеником Никола Пуссена. Почему так получается?

Роза и Дюге — художники одного поколения и, несомненно, самые талантливые из своих современников. После ухода Никола Пуссена и Клода Лоррена они оказались главными пейзажистами в римском сообществе художников, приезжавших туда из разных областей Италии и других стран. Да, они разные. Взрывной, конфликтный Роза с его захватывающей дух биографией, которую он сам был склонен мифологизировать и которая потом долгие годы вдохновляла романтиков — Эрнста Гофмана и Ференца Листа. И Дюге, сын французского повара и итальянки, никогда не покидавший Рим, про которого ничего такого не известно. Дюге всегда оставался прежде всего художником для тонких ценителей. В XVIII веке, например, его очень любили англичане, поэтому Дюге всегда было много в британских коллекциях. Вообще очень любопытно, как лучшие английские живописцы последовательно увлекались то Розой, то Дюге. Например, Рейнолдс, Скотт и Вордсворт предпочитали Розу, а Гейнсборо, Уилсон и Козенс — Дюге.

Были ли они знакомы лично, знали ли творчество друг друга?

Скорее всего, они были знакомы, хотя тому нет документальных свидетельств. И уж точно конкурировали в получении заказов. На большие заказы и богатых заказчиков Дюге везло больше. В частности, он декорировал дом даже самого Бернини, с которым Роза умудрился поссориться и из-за этого вынужден был спешно покинуть Рим. Но зато считается, что Роза очень сильно повлиял на Дюге своими «взволнованными» романтическими пейзажами. Впрочем, Катерина Вольпе, крупный специалист по творчеству Розы и автор недавно вышедшего каталога-резоне художника, утверждает, что и Дюге, в свою очередь, повлиял на Розу.

Это первая монографическая выставка Дюге и Розы?

В России точно, да. Конечно, в Европе не раз проходили выставки, посвященные Розе, да и у нас работы этих двух художников периодически появлялись на разных тематических выставках, но оба они никогда не представлялись монографически. Так что можно смело сказать, что выставка «Вдохновленные Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге» — уникальная возможность оценить и сравнить наследие двух замечательных мастеров, стоявших у истоков европейского пейзажа. К тому же это редкая возможность увидеть вещи из частных собраний и практически всю графику Дюге и Розы, которая хранится в ГМИИ.

Беседовала Кара Мискарян

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+