18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские дрожки со спидометром и «автомагнитолой»

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей — на сей раз им стали уникальные дрожки конца XVIII века с верстомером и механическим органом. Они на время переехали из центра «Старая Деревня» в Зимний дворец.

Обычно этот удивительный предмет — то ли музыкальный инструмент, то ли средство передвижения — представлен в экспозиции Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», но до 4 апреля 2016 года уникальный экипаж переместился в Зимний дворец на выставку «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа». Об этих судьбоносных дрожках, подаривших свободу своему создателю — крепостному Егору Кузнецову, рассказывает Григорий Ястребинский, хранитель фондов научных приборов и инструментов отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

«В собрании Государственного Эрмитажа есть ряд экспонатов, которые привлекают внимание не столько декоративной стороной, сколько высоким техническим исполнением и сложностью внутренних механизмов. К ним относится четырехколесная обитая бархатом повозка с живописной вставкой, выполненная мастером Кузнецовым.

Егор Кузнецов — выдающийся русский механик-самоучка и изобретатель. Многие его идеи, воплощенные в реальных механизмах, были применены на нижнетагильских заводах впервые в России и Европе, а некоторые актуальны по сей день. Однако ни одно из этих изобретений не позволило мастеру достичь заветной цели — освобождения от крепостной зависимости. Свободным он стал только на 80-м году жизни, после того как создал свои замечательные дрожки по „самоохотной выучке и любопытному знанию“. Работу над ними мастер начал в возрасте за 60 и продолжал в течение 16 лет. Дрожки были представлены императрице Марии Федоровне в 1801 году — для вручения подарка Кузнецов приехал с ними в Москву, где и производились «пробы» дрожек. В благодарность „по высочайшей воле“ в 1804 году он вместе со всей семьей был освобожден от крепостной зависимости.

Внешне дрожки производят впечатление хорошей коляски, для своего времени первоклассной как по конструкции, так и по отделке. Впереди расположено сиденье кучера, позади — сиденья пассажиров, размещенные спинками к оси движения. За ними находятся музыкальный механизм и верстомер (измеритель пройденного расстояния) с шестью циферблатами.

Дрожки имеют железные ободья колес, железный поворотный круг для передней оси и отличаются замечательной легкостью хода и поворотливостью. Диаметр задних колес составляет 678 мм, а длина окружности обода колеса — 2134 мм. Таким образом, один оборот колеса при движении экипажа соответствует одной сажени пути.

Эти параметры заданы для работы верстомера, имеющего привод от правого заднего колеса дрожек. Механизм его состоит из двух частей: собственно верстомера и периодически запускаемого им сигнального устройства. Циферблаты показывают пройденный путь в саженях и верстах. Так, правый нижний циферблат отградуирован в саженях, правый верхний показывает десятки саженей, второй справа в нижнем ряду — сотни саженей, левее его — единицы верст, самый левый нижний — десятки, а верхний левый циферблат — сотни, совершая полный оборот через 2 тыс. верст.

В верхней части коробки верстомера помещается звонковый механизм с заводным устройством. Стрелки верстомера показывают пройденный путь, а колокольчик звонком отмечает каждую пройденную версту. Таким образом, имея обычные часы, можно определять скорость движения. Эта особенность кузнецовского верстомера позволяет считать его прототипом спидометров, устанавливаемых на современных автомобилях.

Большой интерес представляет собой музыкальная часть коляски — орган, имеющий привод от левого заднего колеса дрожек. Механизм сконструирован так искусно, что даже при сильной тряске во время движения заданные мелодии не сбиваются. Для полного отключения органа его механизм целиком сдвигается и выводится из зацепления с колесом дрожек.

Репертуар органа включает шесть песен, типичных для своей эпохи. Большей частью они относятся к типу народных. Среди них отчетливо слышны интонации известных мелодий „Во саду ли, в огороде“ и „Ах, вы, сени“, а также „Во лузях“ и „Во кузнице“, построенных на противопоставлении медленного и быстрого ритмов. Все песни обработаны не известным пока композитором, который привнес в них черты европейского стиля. Поэтому, представленные в старинных формах конца XVIII века, а не в поздних аранжировках и вариациях конца XIX или начала XX столетия, они имеют сейчас особую ценность.

Не менее интересным для своего времени являлось и декоративное решение дрожек, покрытых росписью с живописными вставками, исполненными маслом по железу. Под циферблатной доской Сидор Дубасников, выдающийся нижнетагильский живописец по железу, расположил написанный с натуры портрет Егора Кузнецова, держащего в правой руке большие карманные часы, что отражает замысел художника — изобразить Мастера. Дубасников создал характерный образ: передано запоминающееся лицо, обрамленное бородой, густая шапка волос, пронзительные глаза, смотрящие из-под насупленных бровей. Также художник украсил экипаж 13 медальонами с различными сюжетами. Вся поверхность расписанного металла была покрыта знаменитым „хрустальным“ тагильским лаком, который, хотя сохранял свой блеск долго, уже в начале XX века, что называется, сварился и сильно мешал воспринимать живопись. Реставрация, впервые проведенная в Государственном Эрмитаже в 1990-е годы, позволила представить уровень и характер дарования художника. В ходе работ также были приведены в действие механизмы органа и верстомера, полностью восстановлена живопись, ткань сидений и обивки. Дрожки вновь находятся в работоспособном состоянии, такими, какими они были созданы 200 лет назад Егором Кузнецовым, величайшим изобретателем своего времени».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+