18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Вся тульская сталь до последней блохи

№40
Материал из газеты

Художественные поделки из стали русских оружейников

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Продукцию оружейных заводов — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей, и еще подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей подготовил выставку Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков, где показывает менее известную часть ассортимента тульских оружейников. Массовой популярности произведения из тульской художественной стали получить не могли прежде всего потому, что в период расцвета промысла эти редкие по красоте и крайне дорогие предметы делались для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Тульские оружейники, работавшие по госзаказу аж с XVI века, имели серьезные льготы, среди которых — беспошлинная торговля любыми изделями. В такой ситуации расцветали побочные — «партикулярные» — промыслы, и ко второй половине XVIII века сложился стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали. Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом металла ГИМ Людмила Дементьева, работы тульских мастеров привлекали современников не только красотой. Сталь и изделия из нее в XVIII веке были олицетворением прогресса — своеобразным хай-теком эпохи, и в этой сфере шло заочное соревнование русских и английских мастеров.

Складная мебель императрицы Елизаветы Петровны, туалетный стол Екатерины II, украшенный «стальными бриллиантами» (изделия из стали с алмазной гранью уже тогда были предметом коллекционирования), парадное оружие великих князей Александра и Константина Павловичей, подарки тульских оружейников по случаю коронации Николая I, табакерки, подсвечники и даже камин  (около 360 экспонатов), предоставленные Историческим музеем, Музеями Московского Кремля, Государственным Эрмитажем, музеями-заповедниками, окружающими Санкт-Петербург, и частными коллекционерами, охватывают период 1729–1882 годов.

Расцвет тульской художественной стали был недолгим. С первой четверти XIX века в связи с необходимостью увеличения выпуска оружия тульским оружейникам стали запрещать заниматься изготовлением партикулярных изделий. И хотя предметы из художественной стали выпускались до конца XIX века, это были уже тиражные работы. Сегодняшняя выставка в ГИМ — первая, представляющая произведения из тульской художественной стали, 200 лет назад считавшиеся предметами национального престижа, а теперь — одним из самых элитарных направлений в коллекционировании русского искусства. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+