Искусство спешно вывозят из Германии, пока новый закон не запретил

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Коллекционеры уже перевезли в Бельгию немецкого искусства на €100 млн

Новый законопроект, призванный препятствовать вывозу из Германии ее национального достояния, обернулся прямо противоположным тому, чего хотели добиться разработчики. Похоже, коллекционеры заблаговременно начали массово продавать или вывозить важные произведения искусства за границу.

Наследники Августа Маке выставили его работу Обнаженная сзади на розовом фоне (1911) на торги аукционного дома Lempertz из-за проекта нового закона о культурной собственности
Наследники Августа Маке выставили его работу Обнаженная сзади на розовом фоне (1911) на торги аукционного дома Lempertz из-за проекта нового закона о культурной собственности

В конце ноября кельнский аукционный дом Lempertz выставил на продажу пять работ немецкого экспрессиониста Августа Маке. По словам владельца Lempertz Хенрика Ханштайна, это прямое следствие нового законопроекта. Наследники художника приняли решение выставить полотна на продажу, говорит Ханштайн, поскольку картины могли бы потерять «две трети своей стоимости», если бы попали в список произведений, признанных национальным достоянием. По его оценке, на сегодняшний день в Бельгию из Германии переехало искусства на €100 млн. «Представители властей рыдали бы, если бы только знали, сколько произведений искусства уже вывезено из страны, — говорит Роберт Кеттерер, владелец немецкого аукционного дома Ketterer Kunst. — Среди коллекционеров, в собственности которых находятся вещи, попадающие в какую-либо из категорий нового закона, нет никого, кто бы не подумывал о том, чтобы вывезти их из Германии. Я знаю это очень хорошо: я слышу такие разговоры каждый день».

Проект нового закона о культурной собственности был опубликован 1 октября. Предыдущие его версии, которые из-за утечки информации из ведомства министра культуры Германии Моники Грюттерс стали достоянием общественности летом 2015 года, уже вызвали волну протестов со стороны предпринимателей, специализирующихся на искусстве. Цель этого законопроекта — не только уменьшить объем нелегального импорта древностей в Германию, но и ужесточить контроль за экспортом произведений искусства. По новому закону для вывоза любого произведения старше 70 лет и стоимостью выше €300 тыс. потребуется официальное разрешение, даже в пределах Европейского Союза. Разрешения на вывоз работ, признанных национальным достоянием, выдаваться не будут. Однако, в отличие от других крупных европейских стран, в Германии владельцам этих вещей государство не намерено предлагать сумму, эквивалентную той, которую готов заплатить за них зарубежный покупатель, и именно это обстоятельство является камнем преткновения.

«Частные коллекционеры крайне обеспокоены, даже несмотря на то, что закон еще не принят, — замечает Ханштайн. — Я лично не стал бы покупать Тернера в Англии, если бы не мог вывезти его».

Председатель Комитета по культуре и СМИ германского парламента Зигмунд Эрманн, принимавший участие в разработке законопроекта, говорит, что торговля искусством в Германии — «процветающая индустрия» и что этому способствует и международная торговля. По его словам, то, в какой мере разрабатываемый закон поспособствовал перемещению культурных ценностей в другие европейские страны, «невозможно оценить точно», но «эти опасения», уверяет он, «кажутся преувеличенными».

В ноябре 2015 года законопроект получил одобрение федерального правительства Германии, следующий шаг — обсуждение в парламенте. Ожидается, что закон о культурной собственности будет принят этой весной.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+