Истинный лик Богоматери Боголюбской

Длившаяся с перерывами почти столетие реставрация древнерусской иконы практически завершена. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. С 28 января выставку-отчет о проделанной работе можно будет увидеть в ВХНРЦ им.Грабаря.

На выставке «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации» во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря покажут копию-реконструкцию Боголюбской Божией Матери, воссоздающую первоначальный замысел иконописца XII века, и множество фотоматериалов. Сама же икона сейчас находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Богоматери Боголюбской полна драматических событий. По преданию, икона была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского как предалтарный образ для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром, парный к утраченному образу Христа. Ее создание принято датировать 1158–1160 годами. Уже ранние свидетельства упоминают богатый оклад иконы, впоследствии несколько раз заменявшийся. И композиция, и стиль памятника выдают византийское влияние — его создателем, вероятно, был греческий либо хорошо знакомый с искусством Константинополя русский мастер.

Вплоть до революции икона хранилась в Боголюбском монастыре. В 1918 году ее исследовала Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря. По его словам, когда икона была освобождена от оклада, «глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем... доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху, сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя…» Тогда на месте утрат были сделаны восковые вставки, а сама икона заключена в металлический герметичный киот. В 1946 году образ был передан во Владимирский музей. В 1956-м были сделаны новые пробные раскрытия, а двумя годами позже в Москве началась комплексная реставрация, завершившаяся через 20 с лишним лет, в 1978 году.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

«Мы не делали пятилетку в четыре года, и это очень важно, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — Памятник настолько сложный, я вообще не знаю, как грабаревцы рискнули все это взвалить на свои плечи. Потому что проиграть ситуацию заранее, даже после всех исследований, которые икона прошла (и инфракрасное, и 3D-сканирование, и даже компьютерный томограф), понять, что там находится внутри, и прогнозировать, как будет идти реставрация, было невозможно».

Наличие неизвестной авторской живописи было зафиксировано еще в ходе реставрационных работ 1970-х годов, но доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. И только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под слоев многовековых записей фрагменты оригинальной живописи 1158–1160-х годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись.

Остатки нижнего авторского слоя иконы были обнаружены в наиболее важных частях композиции: были раскрыты детали лика, рук Богоматери и ее одеяния. Сенсационность открытия связана, кроме прочего, с редкостью обнаруженного материала. Живописные произведения XII века, сохранившиеся на территории России, можно пересчитать по пальцам, тем более такого выдающегося качества, как образ Богоматери Боголюбской, принадлежащий к числу древнейших сохранившихся русских икон.

Последний этап реставрации продолжался более пяти лет. Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.Грабаря Александр Горматюк, «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом».

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+