18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сказ о том, как Петр I пощечину Нерону отвесил

Герцог Антон Ульрих Брауншвейгский оставил след в истории благодаря своей выдающейся художественной коллекции.

«Если бы достижения и устремления засчитывались как реальные деяния, герцог был бы одним из величайших монархов Европы». Немногие сегодня знают человека, о котором писала герцогиня Орлеанская (1652–1722), невестка Людовика XIV, также известная как мадам Лизелотта Пфальцская. Она имела в виду герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельского (1633–1714), с которым состояла в переписке на протяжении десятилетий.

Герцогиня Орлеанская искренне восхищалась разнообразной деятельностью Антона Ульриха в области культуры, в том числе строительством в его резиденции в Вольфенбюттеле, где особо выделяется эффектная ротонда, возведенная для библиотеки, которую герцогская династия собирала с XVI века, и великолепным загородным дворцом в Зальцдалуме. При дворце герцог создал художественную галерею, впервые в Священной Римской империи размещенную в специально для нее построенном отдельно стоящем здании.

Выход монографии «...Einer der grössten Monarchen Europas» ?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich («„…Один из крупнейших монархов Европы“?! Новые исследования о герцоге Антоне Ульрихе») приурочен к 300-летию со дня смерти Антона Ульриха. Это богато иллюстрированное издание дополняет труд 2004 года Das Herzog Anton Ulrich-Museum und seine Sammlungen («Музеи и коллекции герцога Антона Ульриха»), редактором обоих выступил Йохен Лукхардт. В новую книгу вошли последние исследования, посвященные роли искусства в политике Священной Римской империи и приобретениям Антона Ульриха. Они дают возможность лучше понять деятельность герцога как коллекционера и ее связь с политикой конца XVII — начала XVIII века.

Упоминаемые Лизелоттой «устремления» — лейтмотив судьбы Антона Ульриха. Второй сын герцога Августа Младшего (1579–1666), в 1685 году он был назначен своим братом Рудольфом Августом (1627–1704) соправителем. Старшему брату больше нравилось строить церкви, чем управлять государством, при этом наследников мужского пола он не имел. Антон Ульрих, напротив, страстно желал утвердить позиции своей линии наследования в борьбе против столь же страстных амбиций Эрнста Августа, его кузена из Каленберг-Геттинген-Грубенхагенской династии, который, однако, одержал над ним решающую победу, когда в 1692 году император Леопольд I сделал его курфюрстом Ганноверским.

Это подтолкнуло Антона Ульриха к союзу с Францией, за что в 1702 году он чуть было не поплатился герцогским титулом. Сближение с Веной привело к браку его внучки с Карлом III Испанским, который впоследствии стал императором Священной Римской империи Карлом VI. Другая его внучка вышла замуж за царевича Алексея, сына Петра I. В 1710 году он вслед за дочерью принял католичество — с полной уверенностью можно сказать, что, как и она, он сделал это по политическим мотивам.

Несомненно, коллекция Антона Ульриха отражала его личные вкусы, но, кроме того, она играла важную роль в политической жизни. Как разъясняет Фридрих Поллеросс в главе об устанавливавшихся при помощи искусства связях внутри Священной Римской империи со времен Рудольфа II до Леопольда I, императоры не только дарили и получали в дар произведения искусства, но и укрепляли политические узы, используя портретные серии курфюрстов и других правителей, создаваемые придворными художниками, граверами и скульпторами, которым они оказывали покровительство. Желая ограничить влияние французского стиля, Леопольд I и его сын Иосиф I также рассылали изображения и планы возводившихся ими зданий правителям всей империи.

Несмотря на путешествие по Франции в юности и заигрывания Антона Ульриха с французским альянсом в зрелые годы, к 1714 году лишь 3% из 800 полотен в его коллекции принадлежали кисти живописцев французской школы. Герцог собирал главным образом итальянское и голландское искусство, доли которых в его собрании составляли приблизительно по 25%. Регулярные поездки начиная с 1680 года на карнавал в Венеции позволяли Антону Ульриху, как и другим представителям европейской знати, знакомиться с художественным рынком, одновременно наслаждаясь итальянским театром, оперой и музыкой. Среди прочего, он привозил домой произведения Тициана, Веронезе, Франческо Монтемеццано, Бернардо Строцци и Якопо, Франческо и Леандро Бассано.

Не менее важными были приобретения, сделанные в Нидерландах. Здесь Антон Ульрих руководствовался списком голландских художников, включенных Иоахимом фон Зандрартом в сочинение по истории искусства Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste (1675–1679). Больше всего герцог любил историческую живопись, он почти не приобретал пейзажи и жанровые композиции и совершенно пренебрегал натюрмортами. Эти его пристрастия прекрасно отражают коллекции немецкой и фламандской живописи, которые составляли 23% и 18% в его собрании в целом.

Свои художественные богатства герцог Брауншвейгский выставил в Зальцдалуме. Собственная галерея не только доставляла огромное удовольствие ему лично, но и давала возможность развлекать и производить впечатление на высоких гостей. К примеру, в 1713 году его посетил Петр I, потрясший хозяина тем, что пожелал поцеловать все религиозные изображения. Дойдя до бронзовой статуи Нерона, царь пристально посмотрел на нее — и отвесил римскому императору пару тяжелых пощечин.

Йохен Лукхардт и его коллеги представили вопросы коллекционирования в Священной Римской империи в новом свете. Их работа будет полезна всем, кто интересуется историей художественных собраний Германии. Кроме того, читатели, несомненно, отметят для себя необходимость посетить музей Антона Ульриха в Брунсвике. Именно туда переместили часть сокровищ герцога из разрушенного в 1813 году Зальцдалумского дворца.

“…Einer der grössten Monarchen Europas”?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich /Jochen Luckhardt, ed. Michael Imhof Verlag. 208 с. €29,95. На немецком языке

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+