18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сказ о том, как Петр I пощечину Нерону отвесил

С 1680 г. герцог регулярно бывал на карнавале в Венеции и привозил оттуда картины итальянских художников, в том числе Леандро Бассано («Портрет лютниста», 1575–1600). © Fotowerkstatt, HAUM
С 1680 г. герцог регулярно бывал на карнавале в Венеции и привозил оттуда картины итальянских художников, в том числе Леандро Бассано («Портрет лютниста», 1575–1600). © Fotowerkstatt, HAUM

Герцог Антон Ульрих Брауншвейгский оставил след в истории благодаря своей выдающейся художественной коллекции.

«Если бы достижения и устремления засчитывались как реальные деяния, герцог был бы одним из величайших монархов Европы». Немногие сегодня знают человека, о котором писала герцогиня Орлеанская (1652–1722), невестка Людовика XIV, также известная как мадам Лизелотта Пфальцская. Она имела в виду герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельского (1633–1714), с которым состояла в переписке на протяжении десятилетий.

Герцогиня Орлеанская искренне восхищалась разнообразной деятельностью Антона Ульриха в области культуры, в том числе строительством в его резиденции в Вольфенбюттеле, где особо выделяется эффектная ротонда, возведенная для библиотеки, которую герцогская династия собирала с XVI века, и великолепным загородным дворцом в Зальцдалуме. При дворце герцог создал художественную галерею, впервые в Священной Римской империи размещенную в специально для нее построенном отдельно стоящем здании.

Выход монографии «...Einer der grössten Monarchen Europas» ?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich («„…Один из крупнейших монархов Европы“?! Новые исследования о герцоге Антоне Ульрихе») приурочен к 300-летию со дня смерти Антона Ульриха. Это богато иллюстрированное издание дополняет труд 2004 года Das Herzog Anton Ulrich-Museum und seine Sammlungen («Музеи и коллекции герцога Антона Ульриха»), редактором обоих выступил Йохен Лукхардт. В новую книгу вошли последние исследования, посвященные роли искусства в политике Священной Римской империи и приобретениям Антона Ульриха. Они дают возможность лучше понять деятельность герцога как коллекционера и ее связь с политикой конца XVII — начала XVIII века.

Упоминаемые Лизелоттой «устремления» — лейтмотив судьбы Антона Ульриха. Второй сын герцога Августа Младшего (1579–1666), в 1685 году он был назначен своим братом Рудольфом Августом (1627–1704) соправителем. Старшему брату больше нравилось строить церкви, чем управлять государством, при этом наследников мужского пола он не имел. Антон Ульрих, напротив, страстно желал утвердить позиции своей линии наследования в борьбе против столь же страстных амбиций Эрнста Августа, его кузена из Каленберг-Геттинген-Грубенхагенской династии, который, однако, одержал над ним решающую победу, когда в 1692 году император Леопольд I сделал его курфюрстом Ганноверским.

Это подтолкнуло Антона Ульриха к союзу с Францией, за что в 1702 году он чуть было не поплатился герцогским титулом. Сближение с Веной привело к браку его внучки с Карлом III Испанским, который впоследствии стал императором Священной Римской империи Карлом VI. Другая его внучка вышла замуж за царевича Алексея, сына Петра I. В 1710 году он вслед за дочерью принял католичество — с полной уверенностью можно сказать, что, как и она, он сделал это по политическим мотивам.

Несомненно, коллекция Антона Ульриха отражала его личные вкусы, но, кроме того, она играла важную роль в политической жизни. Как разъясняет Фридрих Поллеросс в главе об устанавливавшихся при помощи искусства связях внутри Священной Римской империи со времен Рудольфа II до Леопольда I, императоры не только дарили и получали в дар произведения искусства, но и укрепляли политические узы, используя портретные серии курфюрстов и других правителей, создаваемые придворными художниками, граверами и скульпторами, которым они оказывали покровительство. Желая ограничить влияние французского стиля, Леопольд I и его сын Иосиф I также рассылали изображения и планы возводившихся ими зданий правителям всей империи.

В коллекцию Антона Ульриха входил «Портрет дамы» (1575–1600) Франческо Монтемеццано. © Fotowerkstatt, HAUM
В коллекцию Антона Ульриха входил «Портрет дамы» (1575–1600) Франческо Монтемеццано. © Fotowerkstatt, HAUM

Несмотря на путешествие по Франции в юности и заигрывания Антона Ульриха с французским альянсом в зрелые годы, к 1714 году лишь 3% из 800 полотен в его коллекции принадлежали кисти живописцев французской школы. Герцог собирал главным образом итальянское и голландское искусство, доли которых в его собрании составляли приблизительно по 25%. Регулярные поездки начиная с 1680 года на карнавал в Венеции позволяли Антону Ульриху, как и другим представителям европейской знати, знакомиться с художественным рынком, одновременно наслаждаясь итальянским театром, оперой и музыкой. Среди прочего, он привозил домой произведения Тициана, Веронезе, Франческо Монтемеццано, Бернардо Строцци и Якопо, Франческо и Леандро Бассано.

Не менее важными были приобретения, сделанные в Нидерландах. Здесь Антон Ульрих руководствовался списком голландских художников, включенных Иоахимом фон Зандрартом в сочинение по истории искусства Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste (1675–1679). Больше всего герцог любил историческую живопись, он почти не приобретал пейзажи и жанровые композиции и совершенно пренебрегал натюрмортами. Эти его пристрастия прекрасно отражают коллекции немецкой и фламандской живописи, которые составляли 23% и 18% в его собрании в целом.

Свои художественные богатства герцог Брауншвейгский выставил в Зальцдалуме. Собственная галерея не только доставляла огромное удовольствие ему лично, но и давала возможность развлекать и производить впечатление на высоких гостей. К примеру, в 1713 году его посетил Петр I, потрясший хозяина тем, что пожелал поцеловать все религиозные изображения. Дойдя до бронзовой статуи Нерона, царь пристально посмотрел на нее — и отвесил римскому императору пару тяжелых пощечин.

Йохен Лукхардт и его коллеги представили вопросы коллекционирования в Священной Римской империи в новом свете. Их работа будет полезна всем, кто интересуется историей художественных собраний Германии. Кроме того, читатели, несомненно, отметят для себя необходимость посетить музей Антона Ульриха в Брунсвике. Именно туда переместили часть сокровищ герцога из разрушенного в 1813 году Зальцдалумского дворца.

“…Einer der grössten Monarchen Europas”?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich /Jochen Luckhardt, ed. Michael Imhof Verlag. 208 с. €29,95. На немецком языке

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+