Барби и Кены эпохи Просвещения

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Удивительный кукольный город, созданный тюрингской герцогиней, оказался трехмерной биографией придворной жизни. Отныне остатки этого детально выстроенного комплекса можно не только увидеть, но и проанализировать

Annette Caroline Cremer. Mon Plaisir: Die Puppenstadt der Auguste Dorothea von Schwarzburg (1666–1751). Böhlau Verlag. 518 с. €74,90 (твердая обложка). На немецком языке
Annette Caroline Cremer. Mon Plaisir: Die Puppenstadt der Auguste Dorothea von Schwarzburg (1666–1751). Böhlau Verlag. 518 с. €74,90 (твердая обложка). На немецком языке

Словосочетание mon plaisir (фр. «мое удовольствие») рисует в воображении роскошь придворной жизни XVIII века. В замечательной книге Аннетт Каролин Кремер рассказывается об одной из самых необычных в Священной Римской империи коллекций. Не удовольствовавшись большими кукольными домиками, что были в моде на рубеже XVII–XVIII столетий, Августа Доротея фон Шварцбург (1666–1751) создала целый город с 2 тыс. кукол, рассаженных по разнообразным интерьерам, иллюстрирующим самые разные стороны жизни маленького тюрингского двора.

Велик соблазн отнести Августу Доротею всего лишь к расточительным представительницам мелкой аристократии, в распоряжении которой после смерти мужа в 1716 году оказалось слишком много свободного времени. Однако это неверно.
Во-первых, ее муж граф Антон Гюнтер II фон Шварцбург-Зондерсхаузен цу Арнштадт (1653–1716) был представителем весьма энергичной и прославленной Тюрингской династии, а в 1697 году получил княжеский титул. Его супруга, именовавшаяся герцогиней Августой Доротеей, была дочерью влиятельного северогерманского князя и известного коллекционера герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1633–1714).

Во-вторых, работу Августа Доротея начала еще в 1690 году, продолжая до конца своей жизни. Да и затраты на увлечение были весьма скромными по сравнению с 200 тыс. рейхсталеров, потраченных ее супругом на коллекцию монет, перед своим банкротством. Постоянной нехваткой средств Августа Доротея обязана даже не расточительности мужа, но отказом его брата выделить полагавшуюся ей часть наследства после смерти Антона Гюнтера. В 1751 году Mon Plaisir оцененили всего в 600 рейхсталеров.

Большую часть работы (изготовление одежды, сборку кукол) герцогиня выполнила сама. Туловищами кукол, шкафами и отделкой комнат занимались придворные мастера. Тончайшие кукольные головы из воска делали монахи-капуцины, а сцены монастырской жизни — сестры из одного эрфуртского монастыря. Сервизы и предметы интерьера заказывали на местных фарфоровой и фаянсовой фабриках.

Несмотря на то что ни каталогов, ни гравюр, изображающих коллекцию, не сохранилось, Аннетт Каролин Кремер удалось реконструировать расположение ее многочисленных составляющих и элементов декора.

Исследовательница предполагает, что Mon Plaisir служил для Августы Доротеи способом описания собственной жизни, своеобразной зашифрованной трехмерной автобиографией. А в числе тех, кого она вдохновила, был Фредерик, принц Уэльский, который, как рассказывает Гораций Уолпол, принял решение построить «детский домик» в Кью именно после визита к «вдовствующей герцогине Брауншвейгской», где «он пришел в восторг от ее идеи воспроизвести в миниатюре придворную жизнь».

Однако после смерти Августы Доротеи коллекцию забыли. В 1765 году замок Аугустенбург продали под снос; Mon Plaisir отдали в приют и вернули лишь в 1881 году. Сегодня от нее осталась 391 кукла и около 2 тыс. миниатюрных предметов, распределенных по 80 комнатам в 26 деревянных ящиках. Коллекция выставлена в замке Арнштадт, где теперь можно составить живое впечатление об этом потрясающем труде всей жизни герцогини Августы Доротеи. 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+