18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Топ-100 персон, упомянутых в материалах The Art Newspaper Russia в 2015 году

Возглавляют рейтинг упоминаемости мертвые белые мужчины-художники. Первая десятка, за некоторым исключением, выглядит словно топ-10 аукционных продаж — с неизменным интересом к Пикассо, Уорхолу и Ван Гогу. Учитывая, какую часть новостей из мира искусства составляют именно аукционные продажи, покажется совершенно невозможным разобраться в этой круговерти, когда магия популярности влияет на цены на вторичном рынке, а рекорды вечерних нью-йоркских торгов подстегивают еще больший интерес к именам, и без того известным.

В основу рейтинга был положен простой критерий — частота упоминаний той или иной персоны в материалах, опубликованных на сайте The Art Newspaper Russia в течение прошлого года. Затем из образовавшегося списка была выбрана первая сотня имен, где ньюсмейкеры, набравшие одинаковое количество баллов (1 публикация = 1 балл), располагаются по алфавиту. Именно поэтому Владимир Маяковский оказывается выше Владимира Мединского.

Первым тут, разумеется, Пабло Пикассо — для современного мира искусства фигура символическая, сакраментальная; притом что в этом году обошлось без обычных скандалов — не считая закончившегося в марте судебного разбирательства наследников художника с его бывшим электриком, стяжавшим, как решил судья, неправедным путем значительную коллекцию рисунков и коллажей великого испанца. Зарабатывал Пикассо свой рейтинг, таким образом, в этом году либо аукционными рекордами — так, «Алжирские женщины», проданные в мае на Christie’s за $179,36 млн, стали самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на публичных торгах, а $67,4 млн за «Певицу кабаре» «голубого периода» в ноябре на Sotheby’s сделали ее самой дорогой картиной раннего Пикассо, — либо значимыми и заметными выставками, вроде Picasso.mania в парижском Гран-пале, где воздействие мифа Пикассо на искусство ХХ века демонстрировалось на очевидных примерах от Роя Лихтенштейна и Дэвида Хокни до Джеффа Кунса и Эмира Кустурицы, или большой ретроспективной «Пикассо!» в парижском же обновленном Музее Пикассо, или «Скульптуры Пикассо» в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА).

Призовые места в рейтинге достались Казимиру Малевичу и Василию Кандинскому. У Малевича 100-летний юбилей «Черного квадрата», по какому поводу выставки здесь и за рубежом, книги и прочее; опять же, два неплохих аукционных результата у вообще-то редкого на аукционных торгах художника, оба раза на Sotheby’s: £21,43 млн за «Супрематическую композицию № 18» в июне в Лондоне и $37,77 млн за «Мистический супрематизм» в ноябре в Нью-Йорке. А вот большая часть упоминаний Кандинского случилась в контексте различных событий, связанных с премией его имени, ежегодно вручаемой BREUS Foundation.

Энди Уорхол и Винсент Ван Гог — на четвертом и пятом местах соответственно; сразу за Ван Гогом, с небольшим отставанием — Михаил Пиотровский и Рембрандт. Кроме директора Эрмитажа и президента Союза музеев России, из числа ныне действующих лиц в топ-10 попала Зельфира Трегулова, дебют которой в качестве руководителя Третьяковской галереи вызывал массу толков на протяжении почти года, а также 83-летний Герхард Рихтер, чье реноме самого успешного художника для мировых аукционных продаж в течение прошлого года так и не было оспорено никем.

Нетрудно заметить, что главными героями публикаций в прошлом году (77% всех упоминаний) являлись именно художники. Что есть правильно, естественно и даже само собой разумеется. В то же время как-то и не верится, что лишь четверть нашего внимания занимала инфраструктура художественного мира и ее герои: дилеры, аукционисты, музейщики, собиратели, однако факт — вещь упрямая. (В целом же идеальную референтную группу нашего издания можно описать, наверное, как dead white european males — признак консерватизма и приверженности культурным традициям.) Среди тех, кто не художники, в рейтинге лидируют музейные директора, на полголовы от которых отстают кураторы и чиновники — люди, своими действиями непосредственно формирующие повестку дня. Также примерно поровну выходит у коллекционеров, искусствоведов и архитекторов, чья деятельность рассчитана, скорее, на оценку в будущем.

На удивление были малозаметны галеристы (в первую сотню вошел только Владимир Овчаренко, который к тому же наполовину аукционист), что, наверное, надо объяснять тем, что крупные мировые галереи, чьи владельцы неизменно оказываются в топе разных списков «самых влиятельных» и т.п., — все это от нас слишком далеко. А наши отечественные деятели или дают не шибко много поводов для интереса, или довольствуются медийной активностью своих галерейных лейблов, не очень-то жалуя личную публичность.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+