18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ-100 организаций, упомянутых в материалах The Art Newspaper Russia в 2015 году

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Музеи (с присовокупленными выставочными залами) уверенно лидируют по частоте упоминаний, создавая или соучаствуя более чем в половине новостных поводов. И побеждают не только в командном, но и в личном зачете: на первом месте рейтинга со значительным отрывом находится Государственный Эрмитаж, подтверждающий реноме главного российского музея и одного из мировых центров искусства.

В основу рейтинга был положен простой критерий — частота упоминаний той или иной институции в материалах, опубликованных на сайте The Art Newspaper Russia в течение прошлого года. Из образовавшегося списка была выбрана первая сотня названий, где ньюсмейкеры, набравшие одинаковое количество баллов (1 публикация = 1 балл), располагаются по алфавиту. Именно поэтому, например, галерея Тейт ниже галереи Anna Nova, несмотря на одинаковую сумму баллов-упоминаний.

ОШИБКА В ИСХОДНОЙ ТАБЛИЦЕ

Эрмитаж в ушедшем году по обыкновению блеснул разнообразной выставочной программой, среди которой выделялся безусловный блокбастер — персональная выставка Захи Хадид в Большом Николаевском зале; были опубликованы планы на строительство филиала в Москве — трепещите, москвичи! — а ближе к концу года случился IV Санкт-Петербургский международный культурный форум, чьи события были во многом связаны с Эрмитажем и, в частности, с Эрмитажным театром, где на ток-шоу «Для чего нужно искусство?» The Art Newspaper отмечала 25-летие. Определенную роль сыграло и эхо 250-летнего юбилея самого Эрмитажа, пышно отмеченного в позапрошлом декабре (в силу сходного обстоятельства, медийного отзвука события, Европейская биеннале современного искусства Manifesta, проходившая в Петербурге летом 2014 года, заняла в рейтинге 2015 года третье место среди международных выставок, уступив только Венецианской и Московской биеннале).

Второе место среди институций — и тоже с заметным преимуществом, пусть и не с таким разительным, — занял аукционный дом Sotheby’s, что вкупе с первым местом Эрмитажа выглядит прямо калькой ситуации на внешних рынках: когда ресурсы есть, и много, но цену на них дают где-то там. Sotheby’s запомнился перестановками в руководстве — в начале года; затем мы публиковали рассказ о легендарном руководителе русского отдела аукционного дома Джоне Стюарте и воспоминания Киры Сапгир о собирателях шестидесятников и пропагандистах их искусства (где тоже фигурировал Sotheby’s), а также вдохновенно-оптимистические отчеты о кризисных «русских неделях» в Лондоне, когда Sotheby’s выдал более-менее приличный результат. Его извечный соперник аукционный дом Christie’s занял в рейтинге только шестое место, почему-то мировые рекорды его не спасли.

Помимо Christie’s и Sotheby’s, в первой десятке из нерезидентов только Венецианская биеннале (но и она привлекала внимание, понятно, прежде всего своим русским павильоном), остальные суть организации местные. Среди них — два главных столичных музея, Пушкинский и Третьяковка, потом московский Манеж, принявший самую успешную выставку прошлого года, если судить по посещаемости, — «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945», — а также Шестая Московская биеннале современного искусства и ВДНХ, где что только не показывали в прошлом году, считая и основной проект биеннале.

Следующими по частоте упоминаний за музеями, аукционными домами и международными выставками (среди которых лидируют упомянутые Венецианская и Московская биеннале) идут галереи. И первый среди галерей в рейтинге — «Винзавод», вообще-то не галерея, а конгломерат заведений этого типа. Но поскольку этот зонтичный бренд фигурирует всякий раз, когда речь идет о деятельности галерей на его территории, плюс сюда и собственные выставки «Винзавода» — он ведь еще и в категории «музеи и выставочные залы» может выступать, — в целом его лидерство выглядит объяснимо (пусть само по себе учреждение, если не считать изгнания Марата Гельмана, в этом году ничем особенным не запомнилось).

А второй среди галерей идет RuArts — вообще-то не то чтобы флагман московской галерейной жизни, однако и этот результат, повспоминав, можно объяснить. В начале года RuArts сделала выставку граффитистов в павильоне № 64 на ВДНХ — главное событие Первой биеннале уличного искусства «Артмоссфера»; дальше там же прошел беспрецедентный аукцион работ стрит-арта; а осенью была устроенная RuArts выставка Андрея Бартенева в ММОМА на Гоголевском; плюс активная публикация приглашений на свои выставки на нашем сайте — вот и набирается в сумме второе место. Третье место досталось «Триумфу», четвертое — Saatchi, что тоже выходит символично. Ибо если «Триумф» — это наш Saatchi, то Saatchi — это наш триумф, если вспомнить устроенную в стенах лондонской галереи тщанием и усердием Tsukanov Family Foundation выставку «Post Pop: East Meets West», где современное отечественное и зарубежное искусство было представлено вместе, в общем контексте и без обидных разъединений и ограничений, с таким упорством портивших нам настроение в минувшем году.

Мы составили также рейтинг упоминаемости персон, о нем читайте завтра.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+