18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Романтик, академист или реалист? Еще один повод поспорить об Энгре

№39
Материал из газеты

Ретроспектива в Прадо собрала 70 произведений художника из разных музеев

Выставка 70 произведений Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) в Национальном музее Прадо в Мадриде выстроена хронологически и охватывает все творчество французского классика, открываясь копией 1850-х годов раннего автопортрета (1804) и завершаясь последним автопортретом, написанным 79-летним художником (галерея Уффици, Флоренция). Работы предоставили ведущие французские (в первую очередь Лувр) и другие крупные мировые собрания. Среди хитов — Большая одалиска (1814) и Турецкая баня (1862) из Лувра, Портрет мадам Муатессье (1856) и Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра) (он выставлен вместе с подготовительной акварелью из частной парижской коллекции, редко показываемой публике).
Споры вокруг Энгра, который наряду с Делакруа считается самой крупной фигурой во французском искусстве первой половины XIX века, не утихают до сих пор. Какому направлению принадлежит его творчество: академизму, романтизму или реализму?

Ученик Давида, сам он считал себя охранителем классики. «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля», — заявлял он не раз. Проведя немало  времени в Италии (первый раз как пенсионер Французской академии в Риме в 1806–1811 годах, затем как ее директор в 1835–1841 годах), он неустанно копировал своего кумира Рафаэля, греческую вазопись, но увлекся и средневековой миниатюрой. Возможно, что оттуда подчеркнуто линеарный энгровский рисунок и отсутствие большого интереса к колориту. «Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собой живопись», — повторял художник. Однако картины, которые он посылал на Салон, еще доримский Портрет мадемуазель Ривьер (1805) или итог своего пенсионерства — полотно Юпитер и Фетида (1811), были встречены ожесточенной критикой за «анатомические искажения» и экспрессию, выходящие за каноны академизма. В результате конфликта Энгр даже покинул академию, оставшись в Италии на вольных хлебах.

Слава и официальное признание пришли в 1824 году, когда Энгр выставил на Салоне Обет Людовика XIII (1820–1824) — холодное, выхолощенное полотно, выдержанное в лучших традициях академизма. Энгра наградили орденом Почетного легиона, а годом позже сделали академиком.

Кстати, на том же Салоне была выставлена и Резня на Хиосе Делакруа, главы романтической школы, к которой Энгр относился резко отрицательно. Тем не менее его причисляют и к романтизму. Те же Большая одалиска и Турецкая баня свидетельствуют об интересе к Востоку, столь любимому романтиками. А Сон Оссиана с его таинственным светом и призрачными фигурами и вовсе считается одним из знаковых произведений французского романтизма.

Но лучшее, пожалуй, что оставил Энгр, — это портреты,  которым на мадридской выставке отведено заметное место. Они психологически столь точны, что дают полное основание считать их создателя еще и отцом реализма.

Как повлияло на художников конца XIX — начала ХХ века наследие французского классика  — еще один важный посыл ретроспективы в Прадо. Энгром увлекались Огюст Ренуар и Анри Матисс, который называл его «первым из художников, использовавших чистые цвета», и даже Пабло Пикассо, выделявший в своем творчестве «энгровский период». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
5
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
6
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
7
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+