18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Романтик, академист или реалист? Еще один повод поспорить об Энгре

№39
Материал из газеты

Ретроспектива в Прадо собрала 70 произведений художника из разных музеев

Выставка 70 произведений Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) в Национальном музее Прадо в Мадриде выстроена хронологически и охватывает все творчество французского классика, открываясь копией 1850-х годов раннего автопортрета (1804) и завершаясь последним автопортретом, написанным 79-летним художником (галерея Уффици, Флоренция). Работы предоставили ведущие французские (в первую очередь Лувр) и другие крупные мировые собрания. Среди хитов — Большая одалиска (1814) и Турецкая баня (1862) из Лувра, Портрет мадам Муатессье (1856) и Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра) (он выставлен вместе с подготовительной акварелью из частной парижской коллекции, редко показываемой публике).
Споры вокруг Энгра, который наряду с Делакруа считается самой крупной фигурой во французском искусстве первой половины XIX века, не утихают до сих пор. Какому направлению принадлежит его творчество: академизму, романтизму или реализму?

Ученик Давида, сам он считал себя охранителем классики. «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля», — заявлял он не раз. Проведя немало  времени в Италии (первый раз как пенсионер Французской академии в Риме в 1806–1811 годах, затем как ее директор в 1835–1841 годах), он неустанно копировал своего кумира Рафаэля, греческую вазопись, но увлекся и средневековой миниатюрой. Возможно, что оттуда подчеркнуто линеарный энгровский рисунок и отсутствие большого интереса к колориту. «Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собой живопись», — повторял художник. Однако картины, которые он посылал на Салон, еще доримский Портрет мадемуазель Ривьер (1805) или итог своего пенсионерства — полотно Юпитер и Фетида (1811), были встречены ожесточенной критикой за «анатомические искажения» и экспрессию, выходящие за каноны академизма. В результате конфликта Энгр даже покинул академию, оставшись в Италии на вольных хлебах.

Слава и официальное признание пришли в 1824 году, когда Энгр выставил на Салоне Обет Людовика XIII (1820–1824) — холодное, выхолощенное полотно, выдержанное в лучших традициях академизма. Энгра наградили орденом Почетного легиона, а годом позже сделали академиком.

Кстати, на том же Салоне была выставлена и Резня на Хиосе Делакруа, главы романтической школы, к которой Энгр относился резко отрицательно. Тем не менее его причисляют и к романтизму. Те же Большая одалиска и Турецкая баня свидетельствуют об интересе к Востоку, столь любимому романтиками. А Сон Оссиана с его таинственным светом и призрачными фигурами и вовсе считается одним из знаковых произведений французского романтизма.

Но лучшее, пожалуй, что оставил Энгр, — это портреты,  которым на мадридской выставке отведено заметное место. Они психологически столь точны, что дают полное основание считать их создателя еще и отцом реализма.

Как повлияло на художников конца XIX — начала ХХ века наследие французского классика  — еще один важный посыл ретроспективы в Прадо. Энгром увлекались Огюст Ренуар и Анри Матисс, который называл его «первым из художников, использовавших чистые цвета», и даже Пабло Пикассо, выделявший в своем творчестве «энгровский период». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+