18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Иконы в трех поколениях

В Музее русской иконы идет выставка икон из легендарного собрания Воробьевых, существующего уже более полувека и созданного тремя поколениями одной семьи.

На выставке «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых» коллекция икон Воробьевых впервые представлена в полном объеме, вместе с прекрасным собранием резной скульптуры и городецких прялочных донец.

По словам основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, эта экспозиция станет первой в серии монографических выставок собраний отдельных коллекционеров, планирующейся в музее.

История коллекционирования икон в России — процесс нелинейный. Следы взлета интереса к иконописи в начале XX века, когда создавались собрания Ильи Остроухова и художников Серебряного века, мы видим сегодня в коллекциях государственных музеев. Потом перерыв на полвека — и в 1960-е годы творческая интеллигенция (только теперь уже советская) стала открывать для себя русскую икону.

Встреча в конце 1950-х годов с Павлом Кориным и впечатление от его домашнего собрания икон в особняке на Малой Пироговской подтолкнули художника Николая Воробьева к созданию собственной коллекции. В первые годы своего существования (1962–1963) она пополнялась и иконами XVII–XIX веков, но постепенно они уступили место более ранним произведениям: пристрастия коллекционера и его сына Сергея, присоединившегося к отцу, были связаны с периодом XIV–XVI столетий. Иконы в коллекции Воробьевых, не обращавшихся к дилерам, а полагавшихся на собственные знания и чутье, появлялись, как и у большинства советских собирателей, в основном путем обмена, продажи были редки, да в то время и небезопасны. Профессиональный, коллекционерский и общественный авторитет Николая Воробьева в значительной степени помог организовать ставшую легендарной выставку икон из частных собраний в Музее Андрея Рублева (1974) — первую в советское время. Тогда же ведущая роль в пополнении коллекции переходит к Сергею Воробьеву, художнику и реставратору.

На выставке сразу притягивает взгляд «Богоявление» второй половины XV века работы мастера московской школы — с лаконичной иконографией и сдержанной цветовой гаммой, где завораживают голубизной воды Иордана. Она интересна еще и тем, что является уникальным примером расположения авторской подписи не на полях, не в нижней части средника, а непосредственно внутри сюжета, практически в центре иконы. Судя по всему, неизвестный нам автор, в творчестве которого прослеживается влияние Рублева и Дионисия, понимал значимость своей работы.

Вторая доминанта экспозиции — и по художественным достоинствам, и по размеру — «Спас Вседержитель» (первая треть — вторая четверть XVI века), в которой прослеживается связь с рублевской художественной традицией, сразу вызывая в памяти знаменитый «Спас» Звенигородского чина из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Среди других икон, которые сам Сергей Воробьев особо отмечает в своей коллекции — «Чудо Георгия о змие» XIV века (отличной сохранности, сходное по иконографии с образами из собраний Русского музея и Третьяковской галереи) с Георгием на прекрасном черно-зеленом коне и спасенной девушкой, уводящей на собственном поясе послушного, «аки овца», змия в город; нежная и поэтичная «Богоматерь Умиление (Ярославская)» XV века (эта икона, наряду с «Великомучеником Никитой, побивающим беса» XV века, задала временные рамки создававшейся в 1960-е годы коллекции); редкой сохранности «Богоматерь Одигитрия» XVI века на зеленом облачном фоне, лик которой, по словам коллекционера, может отразить все, что происходит с тем, кто живет рядом с этим образом: и плохое, и хорошее.

Организаторам выставки удалось и частично реконструировать коллекцию Воробьевых в том виде, в котором она существовала в прошлые годы, включив в экспозицию иконы, в силу различных обстоятельств перешедшие к другим владельцам, среди которых Олег Тарасов, Александр Липницкий, Гари Татинцян, Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Музей русской иконы
До 15 марта

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+