18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Эрнст Неизвестный. Снова в Манеже

№39
Материал из газеты

Ретроспективу скульптора к его 90-летию дополнят работы современников

В выставку классика нонконформизма, приуроченную к его 90-летию, будет включено более 100 произведений скульптуры, живописи и графики. Место имеет особое значение: здесь в 1962 году Эрнст Неизвестный спорил с Никитой Хрущевым об искуссстве. А работы художников второго русского авангарда, среди которых Андрей Гросицкий, Олег Целков, Оскар Рабин, Александр Косолапов, на параллельной выставке Избранные произведения в этот раз обеспечат Эрнсту Неизвестному надежный тыл.

Любая коллекция дает представление и о самом собирателе. Две дополняющие друг друга выставки — из собрания Russian World Gallery, основанной коллекционером Феликсом Комаровым. В коллекции отразилась судьба русской художественной эмиграции, целая эпоха — от расцвета до заката знаменитой «русской волны».

Приехав в Нью-Йорк, Феликс Комаров в 1990-е годы основал галерею — и не где-нибудь на окраине, а на 5-й авеню, на так называемой музейной миле, неподалеку от Музея Гуггенхайма и МoМА. Вскоре его галерея стала одним из центров русского мира. 1990-е годы были «лихими» не только для постсоветской России, но и для русской диаспоры в США. В галерее проходили щедрые приемы à  la russe: блины, водка, икра. Здесь бывали кинозвезды, спортсмены и политики. У Комарова даже заказывала подарок для госсекретаря Мадлен Олбрайт сама Хиллари Клинтон, будучи первой леди государства. Сюда захаживали и осевшие в Нью-Йорке новые русские бизнесмены. Здесь встречались русские спортсмены и их покровители — Комаров придумал «Российский кубок Стэнли», которым награждали русских хоккеистов, игравших в НХЛ.

Художественные интересы Russian World Gallery оказались широки — от ювелирного искусства до современного. У Комарова сложилась одна из лучших коллекций художников-эмигрантов, дающая представление о постсоветском периоде их творчества. И хотя коллекционер закрыл галерею в Нью-Йорке, он продолжает свою культуртрегерскую миссию, поддерживая и проводя выставки русского андерграунда в России.

Одним из первых художников галереи стал Эрнст Неизвестный, деловые отношения Комарова с которым со временем переросли в дружбу. «Эта выставка — дань уважения, мое поздравление Эрнсту Неизвестному с юбилеем», — признается коллекционер.

Выставка Неизвестного, чьи гигантские монументы стоят по всему миру (его Дружба народов на Асуанской плотине взметнулась ввысь аж на 75 м), — непростая задача. Однако и в небольших формах он остается монументалистом. В Манеже можно будет увидеть, например, его Золотого эльфа — статуэтку, выполненную для российской премии в области литературы и искусства «Триумф». Его кентавры, раздираемые страстями, выдерживают любой размер. Кентавр — альтер эго скульптора. Так прозвали его друзья, и кентавром Неизвестный всегда ощущал себя сам. Когда-то он создал даже «теорию кентавра» — о слиянии человека, животного и машины, теорию, в которой соединились чаяния физиков и лириков 1960-х. Кентавр Неизвестного кажется ответом Минотавру Пикассо. Между двумя мастерами ХХ века действительно много общего: та же мощь, творческая и человеческая, то же драматичное ощущение мира.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+