18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Платье на французский манер

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стало платье середины XVIII столетия, представленное Эрмитажем на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце. Об особенностях кроя и декора платья рассказывает Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры ГЭ.

Элегантность и утонченность, экстравагантность и кокетство — характерные черты европейской дамской моды эпохи рококо. Основным типом платья в Европе вплоть до Великой французской революции стало robe à la française («платье на французский манер»). Сильно открытое спереди, оно плотно облегало верхнюю часть фигуры и собиралось в широкие, переходящие в шлейф складки (так называемые складки Ватто) на спинке. Этой форме платья как нельзя лучше соответствовали рукава в форме пагоды (à la pagode). Узкие вверху, рукава расширялись к локтю и заканчивались несколькими рядами широких кружев или воланов. Покрой женского платья почти целиком зависел от таких элементов женского белья, как корсаж-корсет с пластинами китового уса и специального каркаса — панье (от фр. panier — корзина), на который укладывалась юбка. Поэтому платье robe à la française было распашным, и под него надевалась «видимая» нижняя юбка, часто контрастного цвета. Большой популярностью пользовались нижние стеганые атласные юбки. При помощи хитроумной системы колец и шнуров, проходящих по изнаночной стороне верхнего платья и крепившихся в боковых прорезных карманах, можно было драпировать верхнее платье на боках и сзади, открыв эффектную отделку нижней юбки. Низ и полочки robe à la française часто декорировали фалбалой — гирляндой пышных буфов из широких и узких полосок ткани, бантами и шелковыми лентами. Распашное платье, вошедшее в моду в России в 1730–1750-х годах, получило здесь название «роброн» (от фр. robe ronde — круглое платье).

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+