18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Кто и как создавал ВДНХ

Вслед за недавно закрывшимся «Романтическим реализмом» в Манеже, на ВДНХ начала работу другая выставка, демонстрирующая достижения соцреализма, — «Художники ВДНХ» в павильоне № 1 «Центральный». Впрочем, цель экспозиции на ВДНХ все же иная: показать посетителям масштаб и сложность истории развития образа главной выставки страны, над которым работали ключевые официальные художники, скульпторы и архитекторы своего времени.

Из примерно тысячи авторов, в разное время трудившихся над оформлением ВСХВ, а впоследствии ВДНХ, кураторы отобрали 20 наиболее значимых, среди них — Александр Дейнека, Александр Лабас, Александр Самохвалов и другие. По словам генерального директора ВДНХ Екатерины Проничевой, «мы собрали все лучшее — все имеющиеся у нас сейчас знания и исследования о художниках, архитекторах, скульпторах, работавших на ВДНХ. Для нас этот проект важен как образовательный в рамках нашего музея ВДНХ, которого пока не существует физически, вся выставка — это наш музей».

За свою непростую историю ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ — ВДНХ потеряла около 80% декора, восстановить который в первоначальном виде не представляется возможным. По словам куратора экспозиции Дарьи Макаровой, наибольший ущерб связан с тремя периодами истории выставки. Первые значительные потери пришлись на развенчание культа личности Сталина, тогда предметы, связанные с возвеличиванием вождя, были перемещены или уничтожены. В конце 1970-х — 1980-х годах многие объекты были утрачены из-за отсутствия реставрации. А 1990-е с их стихийным самовольным строительством и перепланировкой павильонов только ухудшили общую ситуацию.

На выставке организаторы собрали как эскизы к существующим и утраченным элементам декора, так и работы, не имеющие прямого отношения к ВДНХ, но вписывающиеся в ее образ. Силами мультимедиа даже частично реконструировали интерьеры павильона, где размещается экспозиция: на стены аванзала проецируются два монументальных панно Павла Соколова-Скаля, ранее украшавшие помещение. Посетителям доступна медиатека, где можно найти информацию обо всех художниках выставки и дополнительные архивные материалы.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+