18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уникальный стеклярус вновь заблистал

Музей-заповедник «Петергоф» продолжает реставрацию Китайского дворца дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II в Ораниенбауме. В конце 1970-х годов калориферное отопление пришло в негодность, и до 2009 года, начала реставрационных работ, интерьеры Китайского дворца как следует не протапливались.

«Повсеместная сырость и плесень в интерьерах — две главных проблемы, с которыми столкнулись наши специалисты, — рассказывает директор ООО «Петербургская реставрационная компания» Михаил Ботаковский. — В 2004–2009 годах, еще до начала реставрации парадных комнат, мы провели штукатурные и красочные работы на фасадах, укрепили фундамент с внешней стороны здания, осуществили работы по внешней гидроизоляции, реставрации оконных и дверных заполнений». Также поменяли старую кровлю, беспокоившую дворец постоянными протечками, на новое покрытие из медных листов, провели ремонт стропильной системы. Для нормализации температурно-влажностного режима спроектировали новую отопительную систему с автоматическим управлением. Произвели герметизацию оконных и дверных проемов первого этажа.

Реставрацию интерьеров и ремонт подполий дворца было решено проводить поэтапно. В 2009 году начались первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке четырех помещений дворца: Большой антикамеры, Зала муз, Голубой гостиной и Стеклярусного кабинета. В целях защиты от повреждений и загрязнений вся живопись — драгоценные работы итальянских мастеров, позолота, камины из искусственного мрамора заклеивались микалентной бумагой. Провели и противогрибковую обработку помещений. В ходе реставрации подполий было принято решение об устройстве противокапиллярной горизонтальной гидроизоляции стен на уровне бетонных перекрытий сводов, что останавливало бы подъем влаги в стенах, а после высыхания стен исключало разрушение конструкций и элементов отделки.

Однако главные сложности реставрации поджидали специалистов в уникальном Стеклярусном кабинете, целиком оформленном вышивкой из стекляруса, сохранившейся с 1760-х годов.

«В Стеклярусном кабинете наши художники сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка, по которым впоследствии подобрали соответствующие колера, закончена реставрация плафона, — рассказывает Ботаковский. — На лепном панно над камином, благодаря научным и натурным изысканиям, под побелкой, сделанной в 1946 году, удалось выявить исторический серебристо-жемчужный оттенок, на котором при мерцании света легкая намазная лепка в виде цветов и птиц заиграла, как роскошная вышивка, на фоне стекляруса». Вторую очередь реставрации разделили на три этапа. Один из них включал работы в Гардеробной и Розовой гостиной. В Гардеробной на настенных панелях под снятым холстом обнаружили росписи XVIII века с зелеными живописными калевками и фигурными уголками в духе шинуазри. Благодаря научным и реставрационным изысканиям стенам Гардеробной вернули первоначальные цвета отделки.

В Живописной предопочивальне (так Розовая гостиная называлась в эпоху Екатерины II) при реставрации стен и падуг потолка тоже не обошлось без интересных находок. На четырех выступах — уголках потолка при удалении позднейших наслоений красочного слоя открылась роспись XVIII столетия в виде розеток с фигурными завитками. На падугах потолка под двумя слоями красок (масляной и клеевой) был обнаружен подлинный искусственный мрамор XVIII века. На настенных панелях, как и в Гардеробной, при снятии холста, установленного в послевоенное время, нашли росписи в духе шинуазри. Исполненная в гипсе в 1949 году и не соответствующая историческим данным верхняя центральная часть камина была демонтирована и по архивным фотографиям 1930-х годов воссоздана из искусственного мрамора.

В ходе работ по реставрации уникального паркета Китайского дворца основу щитов укрепили деревянными и металлическими пластинами, а 70% подлинного наборного паркета из редких пород дерева заново приклеили осетровым клеем.

Этим летом впервые после реставрации открыта для посещения Передняя — интерьер, название которого связано с его первоначальным назначением: в XVIII веке здесь располагался вход во дворец. Стены тут украшены холстами с композициями неизвестного художника середины XIX века (Диана и Актеон — на западной, Пейзаж с руинами — на восточной), а потолок венчает живописный плафон XVIII столетия кисти Якопо Гуарана Аполлон и изящные искусства.

В настоящее время завершается реставрация в Большом зале — для посетителей он откроет свои двери в 2016 году. По словам директора «Петербургской реставрационной компании», интерьеры восточной анфилады дворца — Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет Павла — включены в третий и последний этап второй очереди реставрации. Открытие их намечено на 2017 год. «К комнатам, занимающим западную анфиладу, среди которых и личные покои императрицы Екатерины II: Сиреневая гостиная, Малый Китайский кабинет, Большой Китайский кабинет, Малая антикамера, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная (Кабинет Ротари) и Кабинет Екатерины (Золотой кабинет), — мы сможем приступить через два года», — подытожил Михаил Ботаковский.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+