18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Посттравматический синдром Альберто Бурри

Альберто Бурри (1915–1995), пожалуй, наряду с Лучо Фонтаной самый известный итальянский художник послевоенного времени за пределами Италии. Первая монография о нем тоже появилась за рубежом — в США в середине 1950-х, в ее издании принимал участие Джеймс Джонсон Суини, второй директор Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Популярность Бурри в Америке была огромной, его персональные выставки помимо Музея Гуггенхайма (1953) проходили в престижных галереях Нью-Йорка и Чикаго.

Художником Бурри тоже стал в США. Врач по образованию, с началом войны он был отправлен на фронт в Северную Африку как военный медик, где попал в 1943 году в плен и был перевезен в Техас в лагерь военнопленных. Там он и решил заняться искусством. Как бы то ни было, с оглядкой на историю или без, Музей Гуггенхайма вновь подготовил у себя ретроспективу итальянского художника, крупнейшую в США за последние 40 лет. Предыдущая выставка, состоявшаяся в 1978 году, занимала три уровня знаменитой спирали Фрэнка Ллойда Райта в Гуггенхайме; нынешняя же включила в себя более 100 произведений художника и заполнила все шесть уровней выставочного пространства музея. Название выставки Травматическая живопись отсылает, по словам ее куратора Эмили Браун,  к «состоянию, в котором находилось искусство после Второй мировой войны» и лично к Бурри, к его военной биографии.

Так, с мешковиной, одним из излюбленных своих материалов, Бурри начал работать уже в лагере, за неимением, видимо, ничего другого. После художник сконцентрировался на выразительных свойствах и других материалов: смолы, пемзы, песка. Затем последовали обгоревшая древесина, пластик и сваренные металлические листы. Неслучайно Бурри считают провозвестником arte povera.

Выставка в Гуггенхайме выстроена хронологически, что позволяет проследить абсолютно инновационную эволюцию сложнейшей техники Бурри.

Как правило, он работал сериями, экспериментируя с фактурой материала. «Некоторые из этих серий пересекаются, но обычно, исчерпав весь потенциал материала, он двигался дальше», — говорит Эмили Браун. Есть в экспозиции и малоизвестные работы, как, например, поздние монохромы с шероховатыми поверхностями с включением фрагментов парусины и поверхности с глубокими трещинами.

Эти работы возникли после того, как Бурри в 1970‑х посетил Долину Смерти в Сьерра-Неваде. На выставке демонстрируется и фильм голландского фотографа Петры Нордкамп, отправляющий зрителя на Сицилию, в разрушенный в 1968 году землетрясением городок Джибеллина, который художник покрыл слоем бетона, сохранив очертания его ландшафта и зданий, создав своего рода ленд-артовский мемориал. После Нью-Йорка, уже в марте, выставка поедет в Дюссельдорф, в Выставочный зал земли Северный Рейн — Вестфалия. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+