18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серебро Пиковой дамы

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стал французский туалетный прибор XVIII века работы Антуана Булье.

Особое значение этому предмету придает то, что первоначально он принадлежал Наталье Петровне Голицыной — прототипу графини в пушкинской «Пиковой даме». Сервиз был приобретен Эрмитажем в 2011 году. Об истории этой прекрасной и редкой вещи рассказывают заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович и заведующая сектором художественного металла и камня Марина Лопато.

«Туалетный прибор был выполнен для княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной графини Чернышевой (1741–1837), впоследствии статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, послужившей прототипом Пиковой дамы в одноименной повести Пушкина. Княгиня подарила туалет своей дочери Софье Владимировне, вышедшей в 1793 году замуж за графа Павла Александровича Строганова. Та, в свою очередь, отдала туалет в приданое своей дочери — графине Наталье Павловне, вышедшей в 1818 году за барона, впоследствии графа Сергея Григорьевича Строганова.

Туалетный прибор работы Антуана Булье — довольно редкий по полноте состава и по сохранности памятник такого вида изделий. Туалетные сервизы, приборы вошли в употребление во второй половине XVII века и на протяжении следующего столетия были популярны в высших слоях общества, обогащаясь новыми формами и следуя стилистическим изменениям и моде. Однако многие французские туалеты, как и другие серебряные изделия, погибли в тиглях плавильщиков в результате двух указов короля Людовика XIV, нуждавшегося в звонкой монете для ведения бесконечных войн. Пострадало французское серебро и во время Великой французской революции. Таким образом, значительные серебряные изделия этого времени сохранились в основном за пределами Франции. Тем ценнее этот прибор, выполненный буквально накануне революции», — говорит Виктор Файбисович.

«Антуан Булье был одним из крупнейших французских ювелиров. Он получил звание мастера в 1775 году по рекомендации Эдме Жюля Бальза. Туалетный сервиз Булье представляет собой яркое произведение неоклассицизма, или стиля Людовика XVI, в котором сохранились значительность и изящество изделий уходящего времени королей. Разнообразные предметы прибора украшены изысканным чеканным орнаментом. Формы просты и элегантны, некоторые, вероятно, изобретены самим ювелиром, ибо они необычны и не имеют аналогий. Антуан Булье работал бок о бок со знаменитым французским ювелиром Робером Жозефом Огюстом, который выполнил несколько великолепных сервизов по заказу Екатерины II. Работы Булье также привлекали внимание русского двора и аристократических заказчиков, о чем свидетельствует суповая миска (террина) 1782–1784 годов из Салтыковского сервиза («Мятлевское серебро») в собрании Эрмитажа. Туалетный прибор Голицыных — Строгановых и террина, несомненно, вершины творческого успеха Антуана Булье», — дополняет рассказ Марина Лопато.

Туалетный прибор станет одним из основных экспонатов на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Шереметевском дворце, которая начнет свою работу 19 ноября. Проект подготовлен совместно Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства и фестивалем «Дягилев. P.S.».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+