18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Серебро Пиковой дамы

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стал французский туалетный прибор XVIII века работы Антуана Булье.

Особое значение этому предмету придает то, что первоначально он принадлежал Наталье Петровне Голицыной — прототипу графини в пушкинской «Пиковой даме». Сервиз был приобретен Эрмитажем в 2011 году. Об истории этой прекрасной и редкой вещи рассказывают заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович и заведующая сектором художественного металла и камня Марина Лопато.

«Туалетный прибор был выполнен для княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной графини Чернышевой (1741–1837), впоследствии статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, послужившей прототипом Пиковой дамы в одноименной повести Пушкина. Княгиня подарила туалет своей дочери Софье Владимировне, вышедшей в 1793 году замуж за графа Павла Александровича Строганова. Та, в свою очередь, отдала туалет в приданое своей дочери — графине Наталье Павловне, вышедшей в 1818 году за барона, впоследствии графа Сергея Григорьевича Строганова.

Туалетный прибор работы Антуана Булье — довольно редкий по полноте состава и по сохранности памятник такого вида изделий. Туалетные сервизы, приборы вошли в употребление во второй половине XVII века и на протяжении следующего столетия были популярны в высших слоях общества, обогащаясь новыми формами и следуя стилистическим изменениям и моде. Однако многие французские туалеты, как и другие серебряные изделия, погибли в тиглях плавильщиков в результате двух указов короля Людовика XIV, нуждавшегося в звонкой монете для ведения бесконечных войн. Пострадало французское серебро и во время Великой французской революции. Таким образом, значительные серебряные изделия этого времени сохранились в основном за пределами Франции. Тем ценнее этот прибор, выполненный буквально накануне революции», — говорит Виктор Файбисович.

«Антуан Булье был одним из крупнейших французских ювелиров. Он получил звание мастера в 1775 году по рекомендации Эдме Жюля Бальза. Туалетный сервиз Булье представляет собой яркое произведение неоклассицизма, или стиля Людовика XVI, в котором сохранились значительность и изящество изделий уходящего времени королей. Разнообразные предметы прибора украшены изысканным чеканным орнаментом. Формы просты и элегантны, некоторые, вероятно, изобретены самим ювелиром, ибо они необычны и не имеют аналогий. Антуан Булье работал бок о бок со знаменитым французским ювелиром Робером Жозефом Огюстом, который выполнил несколько великолепных сервизов по заказу Екатерины II. Работы Булье также привлекали внимание русского двора и аристократических заказчиков, о чем свидетельствует суповая миска (террина) 1782–1784 годов из Салтыковского сервиза («Мятлевское серебро») в собрании Эрмитажа. Туалетный прибор Голицыных — Строгановых и террина, несомненно, вершины творческого успеха Антуана Булье», — дополняет рассказ Марина Лопато.

Туалетный прибор станет одним из основных экспонатов на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Шереметевском дворце, которая начнет свою работу 19 ноября. Проект подготовлен совместно Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства и фестивалем «Дягилев. P.S.».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+