18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три выставки недели

Живопись соцреализма в Манеже, традиционная японская керамика раку в ГМИИ им. А.С.Пушкина, авторский проект чешского художника Иржи Давида в Московском музее современного искусства

Масштабная выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.», открывшаяся в Манеже, включает более 80 известнейших произведений времени расцвета этого официального в СССР и считавшегося единственно верным направления во всех видах искусства, обладавшего, помимо жестких идеологических предписаний, и своей, узнаваемой сегодня эстетикой. Работы для этого проекта из своих собраний щедро предоставили многие российские музеи, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России. На эффектно оформленной и разделенной на 12 экспозиционных залов главной выставочной площадке страны можно увидеть хрестоматийные произведения практически всех признанных мастеров советского искусства: Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Павла Корина, Александра Лабаса, Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Аркадия Пластова — и других, не менее значимых художников первой половины XX века. Произведения на выставке действительно все узнаваемы, зато нова ее концепция, под которую тематически и выстроена экспозиция: зрителю предлагают не только вспомнить соцреализм, ставший уже частью истории отечественного искусства, и оценить мастерство ведущих его представителей, но и проникнуться тем жизнеутверждающим романтическим пафосом советской эпохи, времени больших надежд, который подпитывал их творчество. До 22 ноября.


Выставки, посвященные японской культуре, — не частые гости в Москве. Нынешняя, «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше», представляющая древнюю традиционную керамику раку и связанную с ней чайную церемонию, подготовлена вместе с японскими музеями и благодаря им. В экспозиции — разнообразные предметы для чайной церемонии, которые создавались до сих пор почитаемыми в Японии мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий. Ее родоначальником был гончар Тёдзиро, которому в знак особого признания была дарована фамилия Раку (в переводе с японского «радость, наслаждение»). Мастера этой прославленной династии не только бережно хранили традиции предшественников, но и создавали свою эстетику, стиль и изобразительный язык в керамике. Большая часть экспонатов — из коллекции Музея Раку в Киото, основанного в 1978 году одним из мастеров легендарной династии. Кроме того, на выставке можно увидеть японскую живопись и каллиграфию XVI–XVIII веков, произведения таких больших мастеров, как Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Как уверяет нынешний глава династии Китидзаэмон XV, такую развернутую экспозицию произведений раку не всегда увидишь даже в самой Стране восходящего Солнца. До 15 ноября.


Иржи Давид, представлявший на Венецианской биеннале 2015 года Чехию, — один из самых известных современных художников этой страны. На выставке в Московском музее современного искусства можно ознакомиться с его творчеством за последние 30 лет. Художник работает в самых разных медиа: здесь и живопись, и фотография, видео, инсталляции и объекты. Диапазон тем, которые волнуют Давида, тоже весьма широк: от социокультурных, политических до гендерных. Концепция выставки придумана самим автором, как и ее название «Приквел» (произведение, посвященное событиям, хронологически предшествующим тем, что описываются в ранее созданном произведении). Он решил посмотреть на свое прошлое творчество как бы с высоты сегодняшнего опыта, понять, что его заставляло в какие-то моменты своей биографии, под влиянием определенных общественно-политических событий обращаться к тем или иным медиа и темам. В результате на первый взгляд разные периоды, разные произведения, техники и темы вдруг оказались близки друг другу или, наоборот, вступили в конфликт. Помимо знаковых работ художника, на выставке представлены и совсем новые — из серий «Инструкции» (2013–2014), «Данное мне время» (2014) и «Наш сад» (2014). До 6 декабря.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+