18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Механический оркестр» — Большие часы Штрассера

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стал «Механический оркестр» — Большие часы Штрассера, уникальный памятник конца XVIII — начала XIX века, единственный в своем роде музыкальный автомат, главный герой одного из самых значимых реставрационных проектов Эрмитажа.

Автор «Механического оркестра» Иоганн Георг Штрассер — петербургский часовщик родом из города Баден близ Вены. За годы жизни в России им было создано несколько больших напольных часов с музыкальными автоматами. Каждый из этих автоматов демонстрировал новые достижения в механике и воспроизведении музыки. Но «Механический оркестр», над которым Штрассер работал восемь лет (с 1793 по 1801 год), мастер считал главным делом своей жизни, в нем он воплотил многие свои оригинальные идеи.

В резном корпусе красного дерева высотой около 4 м, кроме точных астрономических часов, заключен сложнейший музыкальный механизм. Инструмент состоит из двух аккомпанирующих друг другу «оркестров», позволяющих воспроизводить музыку во всем богатстве ее звучания. Музыка Моцарта, Гайдна, Эберля (последний сочинил пьесу специально для автомата) записана на 13 съемных деревянных цилиндрах длиной 127 см, каждый из которых играет в течение 8 минут. Особая ценность воспроизведенных музыкальных пьес заключается в авторской аранжировке XVIII века: известные произведения, записанные Штрассером, в то время звучали иначе, чем они исполняются сейчас.

«Механический оркестр» должен был занять место в строившемся Михайловском замке, но после смерти Павла I оказался невостребованным. В 1804 году часы были разыграны в лотерею, а в 1805 году в результате сложных перипетий куплены Александром I для Эрмитажа. В течение XIX века Большие часы Штрассера не выставлялись, а весь XX век бездействовали.

По словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, целью реставрационного проекта было «вернуть жизнь и звучание одному из самых технически сложных шедевров из коллекции Эрмитажа; благодаря работе наших реставраторов посетители музея смогут услышать уникальное звучание „Механического оркестра“, который был недоступен публике более 200 лет».

Над реставрацией «Большого Штрассера» работали сотрудники лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов (заведующий М.П.Гурьев) и лаборатории научной реставрации мебели (заведующий В.А.Градов) отдела научной реставрации и консервации (заведующая Т.А.Баранова) Государственного Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+