18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники заступились за беженцев

№38
Материал из газеты

Пока европейские политики спорят, многие деятели искусства помогают тысячам вынужденных переселенцев, которые ютятся в лагерях

Художники мира реагируют на растерянность Европы перед миграционным кризисом и резкую позицию чиновников, которые закрывают границы своих стран перед беженцами. В то время как тысячи людей, ставших жертвами гражданской войны в Сирии и других странах Ближнего Востока, Африки и Азии, рискуют жизнью, пытаясь пробраться в Северную Европу, еще миллионы ютятся в специальных лагерях в странах, пограничных с территориями Сирии и Северного Ирака. «Мне стыдно за реакцию европейского сообщества, — говорит американский художник, чилиец по происхождению, Альфредо Джаар, посетивший Косово летом этого года. — Великое переселение началось уже четыре года назад». Южноафриканский художник Уильям Кентридж заметил: «Как будто Европа только сейчас заметила то, что творится в Африке десятилетиями».
Живущего в Берлине датского художника Олафура Элиассона ужасает «непоследовательная, бесчеловечная и трусливая» реакция европейских политиков на кризис. «Мир искусства — зеркало реального мира, хоть он и кажется маленьким», — рассуждает он. Его выставка как раз открылась в Вене в ноябре, и Элиассон всерьез думал, не предложить ли беженцам работу у себя в студии, но испугался, что его будут обвинять в эксплуатации трудовых мигрантов. Этим людям действительно нужна работа, продолжает он, так, может, под них создавать специальные «арт-вакансии»? Художники могут объединиться и задействовать свои знакомства с влиятельными людьми, считает он. Так, знаменитый китайский диссидент Ай Вэйвэй и британский скульптор индийского происхождения Аниш Капур, которые впервые встретились в Лондоне в сентябре, устроили совместную акцию в поддержку беженцев. Вдвоем они решили пройтись по центру британской столицы, накинув на плечи по пледу — как символ простых потребностей беженцев. Их сопровождало около 300 энтузиастов, и друзья обещали повторить марш еще в 100 городах.

«Проблема сострадания»

Капур, посетивший лагерь беженцев в Иордании в прошлом году по приглашению ЮНИСЕФ, считает, что сейчас, когда число беженцев по всему миру приблизилось к 50 млн, «мы столкнулись с дефицитом сострадания; и художники не вправе замалчивать эту проблему; мы ожидаем, что некоторые из наших так называемых лидеров все же проявят милосердие». Капур, который вместе с молодыми архитекторами разрабатывает дома для беженцев, чтобы переселить людей из палаток или грузовых контейнеров, не сомневается в том, что художники могут помочь делом. «Эти проекты, конечно, капля в море, но хотя бы есть ощущение, что ты не остаешься равнодушным», — признается он.

Тем временем Ай Вэйвэй сотрудничает с багдадским фондом Ruya, который помогает ему продолжить акцию, начавшуюся еще на Венецианской биеннале (до 22 ноября), — представить в павильоне страны рисунки беженцев из трех лагерей на севере Ирака. Двое помощников художника летом отправились с этой миссией в Ирак. Тамара Чалаби, председатель и соучредитель фонда Ruya, считает, что искусство помогает людям справиться с психологической травмой, выйти из депрессии и «основать новую культуру вместо той, что была попрана». В планах организации — создание регулярного семинара в одном из крупнейших лагерей, где проживает 25 тыс. человек, в том числе члены этнического меньшинства езидов (курдская этноконфессиональная группа), преследуемые боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ. Поддержка таких известных активистов, как Ай Вэйвэй, помогает «привлечь внимание общественности», говорит она.
Также возмущались антимигрантской риторикой и жесткой позицией британского правительства по отношению к беженцам лондонские художники Адам Брумберг и Оливер Чанарин в своем открытом письме в Сети в начале сентября. Их незамедлительно поддержали около 300 художников, кураторов и галеристов (в том числе Ханс Ульрих Обрист, Lisson Gallery, Gagosian Gallery, White Cube), что привело к публичным «призывам к действиям», обращенным к правительству Великобритании. Брумберг говорит, что художники могут позволить себе высказываться резче, чем благотворительные организации, опасающиеся лишиться части финансирования. Художники и активисты собрали деньги на страницу в газете Guardian, где разместили свое объявление за день до акции в поддержку беженцев в Лондоне. Под ним подписалось более 20 художников, а также архитекторы, писатели и актеры. «Чтобы участвовать в такой акции, нужно обладать долей наивного идиотизма», — заявил южноафриканец Брумберг.

Акт благотворительности

Когда иранская фотожурналистка Невша Таваколян стала лауреатом Премии принца Клауса, она пожертвовала часть денег в пользу сирийских и иракских беженцев. «Люди в Сирии и Ираке, несмотря на то что оказались в беде, всегда встречали меня с распростертыми объятиями, показывали мне свой быт, — рассказывает она. — Фотограф приезжает „брать“ — кадры, эмоции. Они дали мне их. Я думаю, что настало время отдавать свой долг».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+