18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художники заступились за беженцев

№38
Материал из газеты

Пока европейские политики спорят, многие деятели искусства помогают тысячам вынужденных переселенцев, которые ютятся в лагерях

Художники мира реагируют на растерянность Европы перед миграционным кризисом и резкую позицию чиновников, которые закрывают границы своих стран перед беженцами. В то время как тысячи людей, ставших жертвами гражданской войны в Сирии и других странах Ближнего Востока, Африки и Азии, рискуют жизнью, пытаясь пробраться в Северную Европу, еще миллионы ютятся в специальных лагерях в странах, пограничных с территориями Сирии и Северного Ирака. «Мне стыдно за реакцию европейского сообщества, — говорит американский художник, чилиец по происхождению, Альфредо Джаар, посетивший Косово летом этого года. — Великое переселение началось уже четыре года назад». Южноафриканский художник Уильям Кентридж заметил: «Как будто Европа только сейчас заметила то, что творится в Африке десятилетиями».
Живущего в Берлине датского художника Олафура Элиассона ужасает «непоследовательная, бесчеловечная и трусливая» реакция европейских политиков на кризис. «Мир искусства — зеркало реального мира, хоть он и кажется маленьким», — рассуждает он. Его выставка как раз открылась в Вене в ноябре, и Элиассон всерьез думал, не предложить ли беженцам работу у себя в студии, но испугался, что его будут обвинять в эксплуатации трудовых мигрантов. Этим людям действительно нужна работа, продолжает он, так, может, под них создавать специальные «арт-вакансии»? Художники могут объединиться и задействовать свои знакомства с влиятельными людьми, считает он. Так, знаменитый китайский диссидент Ай Вэйвэй и британский скульптор индийского происхождения Аниш Капур, которые впервые встретились в Лондоне в сентябре, устроили совместную акцию в поддержку беженцев. Вдвоем они решили пройтись по центру британской столицы, накинув на плечи по пледу — как символ простых потребностей беженцев. Их сопровождало около 300 энтузиастов, и друзья обещали повторить марш еще в 100 городах.

«Проблема сострадания»

Капур, посетивший лагерь беженцев в Иордании в прошлом году по приглашению ЮНИСЕФ, считает, что сейчас, когда число беженцев по всему миру приблизилось к 50 млн, «мы столкнулись с дефицитом сострадания; и художники не вправе замалчивать эту проблему; мы ожидаем, что некоторые из наших так называемых лидеров все же проявят милосердие». Капур, который вместе с молодыми архитекторами разрабатывает дома для беженцев, чтобы переселить людей из палаток или грузовых контейнеров, не сомневается в том, что художники могут помочь делом. «Эти проекты, конечно, капля в море, но хотя бы есть ощущение, что ты не остаешься равнодушным», — признается он.

Тем временем Ай Вэйвэй сотрудничает с багдадским фондом Ruya, который помогает ему продолжить акцию, начавшуюся еще на Венецианской биеннале (до 22 ноября), — представить в павильоне страны рисунки беженцев из трех лагерей на севере Ирака. Двое помощников художника летом отправились с этой миссией в Ирак. Тамара Чалаби, председатель и соучредитель фонда Ruya, считает, что искусство помогает людям справиться с психологической травмой, выйти из депрессии и «основать новую культуру вместо той, что была попрана». В планах организации — создание регулярного семинара в одном из крупнейших лагерей, где проживает 25 тыс. человек, в том числе члены этнического меньшинства езидов (курдская этноконфессиональная группа), преследуемые боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ. Поддержка таких известных активистов, как Ай Вэйвэй, помогает «привлечь внимание общественности», говорит она.
Также возмущались антимигрантской риторикой и жесткой позицией британского правительства по отношению к беженцам лондонские художники Адам Брумберг и Оливер Чанарин в своем открытом письме в Сети в начале сентября. Их незамедлительно поддержали около 300 художников, кураторов и галеристов (в том числе Ханс Ульрих Обрист, Lisson Gallery, Gagosian Gallery, White Cube), что привело к публичным «призывам к действиям», обращенным к правительству Великобритании. Брумберг говорит, что художники могут позволить себе высказываться резче, чем благотворительные организации, опасающиеся лишиться части финансирования. Художники и активисты собрали деньги на страницу в газете Guardian, где разместили свое объявление за день до акции в поддержку беженцев в Лондоне. Под ним подписалось более 20 художников, а также архитекторы, писатели и актеры. «Чтобы участвовать в такой акции, нужно обладать долей наивного идиотизма», — заявил южноафриканец Брумберг.

Акт благотворительности

Когда иранская фотожурналистка Невша Таваколян стала лауреатом Премии принца Клауса, она пожертвовала часть денег в пользу сирийских и иракских беженцев. «Люди в Сирии и Ираке, несмотря на то что оказались в беде, всегда встречали меня с распростертыми объятиями, показывали мне свой быт, — рассказывает она. — Фотограф приезжает „брать“ — кадры, эмоции. Они дали мне их. Я думаю, что настало время отдавать свой долг».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+