18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей истории ГУЛАГа открывается в новом здании

Государственный музей истории ГУЛАГа открывается 31 октября в новом здании в 1-м Самотечном переулке в Москве выставкой «Национальная память о ГУЛАГе». По 1 ноября в музее пройдет научно-практический семинар «От Соловков до Колымы: память о ГУЛАГе в музейных собраниях современной России», который положит начало созданию Ассоциации музеев памяти.

Даже издалека здание в 1-м Самотечном переулке (дом № 9) производит сильное впечатление: покрытые медными листами фасады — три из четырех — переливаются, отражая свет. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность: старое здание музея было тоже из кирпича.

Государственный музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году Антоном Антоновым-Овсеенко — известным историком, публицистом, общественным деятелем, в свое время прошедшим через сталинские лагеря как сын врага народа. Экспозиция музея была открыта в 2004 году. Собрание включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими лагеря, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы. В 2015 году музей переехал в новое здание, увеличив свои площади в четыре раза. Помимо залов постоянной экспозиции, у музея появились помещения для временных выставок, кинозал, фондохранилище, в здании будут работать исследовательский центр, студия визуальной антропологии, библиотека, издательский и социально-волонтерский центры. На прилегающей к музею территории планируется создание сада Памяти.

Первой публичной акцией обновленного Музея ГУЛАГа стал конкурс на проект памятника жертвам массовых репрессий, в котором победил Георгий Франгулян. Его «Стену скорби» установят на углу проспекта Сахарова и Садовой-Спасской.

Открывающаяся выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств, представляющих зрителям память об эпохе политических репрессий. Центральная часть экспозиции включит в себя более 100 предметов из 25 музеев со всей страны, объединенных темой ГУЛАГа. Вещи, документы, фотографии очевидцев дадут посетителям возможность увидеть через личные истории людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркнет карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерных управлений, лагерей и количеством заключенных, содержавшихся в них в разные периоды.

Одна из главных задач выставочного проекта — высветить тему сохранения исторической памяти о терроре и ГУЛАГе, способствовать более глубокому осмыслению и пониманию советского периода российской истории, а также объединить музеи памяти из различных городов России.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+