18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Кибовская: «Художнику должно быть не больше 35 лет. Никаких исключений»

facebook.com/ekaterina.kibovskaya
facebook.com/ekaterina.kibovskaya

1 июля 2016 года откроется V Московская международная биеннале молодого искусства. Впервые у нее появился комиссар. Им стала Екатерина Кибовская. О том, что ее связывает с современным искусством, как выбирался куратор и почему не смогут принять участие в биеннале художники немного старше заявленного 35-летнего возраста, выясняла у новоиспеченного комиссара Алёна Лапина.

Почему решили привлечь комиссара? Должности директора оказалось недостаточно?

Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин позвонили мне в июле и предложили должность комиссара биеннале, а вместе с тем войти в экспертный совет на равных с ГЦСИ, ММОМА и независимыми кураторами. До этого у биеннале был директор, который исполнял только административные функции. Я взяла на себя эту ответственность. Это колоссальная нагрузка, нам нужно каждое решение координировать с экспертным советом. Система у нас не такая, как у других биеннале, она многоступенчатая. Я как комиссар обеспечиваю плавное, приятное движение между всеми частями. Должность — да, постоянная.

Каковы ваши цели и задачи в качестве комиссара?

Передо мной стоит глобальная задача по привлечению внебюджетных средств в биеннале. На это я и буду работать в ближайшие месяцы. Я хочу, чтобы это была действительно красивая выставка. Надим Самман, куратор Московской биеннале молодого искусства, видит красивую картинку. Я надеюсь, что мне хватит сил и таланта обеспечить то количество денег, чтобы воплотить его видение в жизнь. Вообще эта биеннале пятая, но моя первая. Я присоединилась к проекту в июле. Я считаю, что моя задача — как сохранить то, что уже наработано, так и привлечь новую аудиторию и внебюджетные средства, собрать классных молодых ребят. Мы перезапустили сайт. В течение месяца будем его дорабатывать. Он сейчас существует только на прием заявок. Но потом это будет платформа по формуле Надима «Глубоко внутри», мы будем его углублять. Такой платформы еще не было.

До должности комиссара Молодежной биеннале был ли у вас опыт работы с современным искусством?

Да, был. Я окончила с отличием факультет журналистики МГУ, кафедру Ивана Засурского «Лаборатория новых медиатехнологий». Четыре года прожила в Нью-Йорке, работала в галерее в Челси. Была управляющей в студии Марко Брамбиллы. Это такой итальянский художник, живет в Нью-Йорке. Похож на наших АЕS+F, у него огромные видеополотна. Работала с Каримом Рашидом. Это брат Хани Рашида, который строит Эрмитаж на ЗИЛе. Параллельно писала статьи об арт-рынке. Вела колонку об искусстве с 15 лет. Я очень увлекалась паблик-артом, в частности производством больших объектов. Затем меня пригласили на должность креативного директора в Парк Горького. Я курировала программу «Временная архитектура». С архитектором Александром Бродским мы построили в 2012 году навес с гамаками. Потом был проект «Мрамор» Фабио Виале совместно c Анастасией Шавлоховой и Музеем современного искусства «Гараж» (мраморная лодка бороздила Голицынские пруды).

Затем был совместный проект с Николаем Полисским «Жар-птица», с МишМаш — «Рожи ветров». То есть у нас была своя креативная программа в парке. Знаменитую инсталляцию Сергея Браткова «В космос не летают» тоже помогала реализовывать я.

У биеннале впервые молодой куратор. Это осознанное решение экспертного совета?

Да, мы специально выбирали человека, которому нет 35 лет. Надим Самман 1983 года рождения. Это, я считаю, наша ключевая победа. Мы внесли в устав положение о том, что куратор должен быть моложе 35 лет.

А как быть с художниками, если на момент биеннале, которая стартует 1 июля 2016 года, им исполнится 36 лет?

Это тоже есть в уставе. На момент приема заявки (до 10 декабря 2015 года) художнику должно быть не больше 35 лет. И мы хотим сделать по-настоящему жесткий ценз в этом плане. Никаких исключений. Я советовалась с Массимилиано Джони (куратор 55-й Венецианской биеннале. — TANR), он порекомендовал нескольких художников, но они немного старше 35 лет. Я все понимаю, как важны для биеннале такие имена, но нет, этого не будет.

У нас в России большая плеяда уже знаменитых, можно сказать, звездных художников, которые родились в 1981 году, и они проходят в возрастные рамки, но в последний раз.

Да, я знаю, мы считали. Я очень благодарна экспертам, мы действительно сидели и высчитывали, кто из художников сможет принять участие в V Московской биеннале молодого искусства, а кто нет.

А как же насчет комиссара? Когда вам исполнится 35, вы сможете занимать эту должность?

Этого я не знаю, нужно спросить у организаторов биеннале, например у Михаила Миндлина, директора ГЦСИ (Михаил Миндлин ответил корреспонденту TANR да, комиссар может, только художники и куратор не могут быть старше 35 лет. — TANR).

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+