18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: Фрагонары ходят парой

В музее в Люксембургском саду открыта выставка «Влюбленный Фрагонар», которая завлекает публику подзаголовком «Галантный распутник». На самом деле никакого распутства в залах нет, единственная порнографическая картинка принадлежит другому художнику и выставку особенно не украшает. Скорее, она показывает разницу во вкусах и подходах к сюжету.

Жан Оноре Фрагонар мог стать академическим художником и писать картины на разные драматические темы. Именно с такой — «Жрец Корес жертвует собой ради Каллирои» — он был принят под аплодисменты в Королевскую академию. Тем не менее он предпочел другие темы и других заказчиков, как правило частных, для которых изображал маленькие любовные истории, делая это тонко, соблазнительно и не грубо.

Как показывать любовь, причем не возвышенную, а вполне земную, и не прослыть при этом порнографом? Помог Оноре д’Юрфе, автор пасторали «Астрея», открывший обществу идиллию счастливых пейзан. Жизнь пастушки Астреи и ее возлюбленного Селадона — с этой безопасной дистанции можно было говорить о неизменных проблемах любви, соблазне, стыде, ухаживании, измене.

Перед Фрагонаром был пример Франсуа Буше с его манерой помещать реальные чувства в идеальные пейзажи. Он учился у Буше и продолжил его линию. Что в спальнях, что в салонах, что на пастушеских лугах юношами и девушки играют в игры, и, кто в них охотник, а кто жертва, непонятно. Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки. Любовники редко остаются одни. У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки. Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели». Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. Сцены всегда театральны. Закалываясь мечом, Корес позирует художнику. Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой, и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке», и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки.

Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов». Мифы давали полную свободу. Фрагонар изображает убийство Прокриды Кефалом, чтобы показать, как стрела Прокрида поражает обнаженное тело его неверной супруги. Или Юпитера, отправляющегося в образе Дианы на любовное свидание с нимфой Каллисто — прелесть двойного обмана: измены и трансвестии. Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями. Что говорит заодно и о том, что наши наслаждения делают нас на несколько минут равными богам.

В Лувре он делил мастерскую с Пьером Антуаном Бодуэном, автором жанровых картин и гуашей, которого то и дело обвиняли в непристойности. Очень востребованные работы Бодуэна (за которые до сих пор бьются на аукционах) явно повлияли на Фрагонара, но не сделали его искусство примитивнее и доступнее. Его тема — не сам грех, а соблазн. Например, опасности чтения, губительные романы, которые смущают душу. «Читательницы» впадают в экстаз над книжками, а Амур прямо на ухо диктует строки Сафо: понятно, чего она там понапишет.

«Неужели в России так страстно любят Фрагонара? — спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель. — Русские просто ломятся на Фрагонара». Французы Фрагонара знают со школьных лет, как мы Шишкина и Левитана, и в Люксембургский музей приходят посмотреть вживую на национальную классику. В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели, играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике.

Прежде всего графика. Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена — тем, которые совсем не детские и совсем не басни. Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, — понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник? Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, — «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти.

В течение многих лет он работал не останавливаясь, его заказчиками были аристократки и аристократы, украшавшие Фрагонаром будуары и холостяцкие домики. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр. Фрагонару оставалась служба по ведомству музеев, старость и смерть в Париже за 200 с лишним лет до нынешней выставки. На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен. Авторы выставки уверяют, что все бурные романы с куртизанками, пастушками и овечками приписаны ему позднейшими биографами, а сам он, добрый муж и хороший отец, черпал свои сюжеты в литературе, а не в жизни. В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763). На первой обнаженная нимфа хоть и садится, соблазнительно, на руки сатиров, зато потом добродетель торжествует, и изображается крепкая лесная семья, воспитывающая премилого сатиренка.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+