Свой новый сезон Люксембургский музей открывает выставкой о любви

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Более 80 произведений Фрагонара приехали из разных мировых музеев и частных коллекций

Игра в жмурки
Купальщицы
Задвижка
Поцелуй украдкой
Выигранный поцелуй
Качели
Игра в жмурки
Купальщицы
Задвижка
Поцелуй украдкой
Выигранный поцелуй
Качели

XVIII век во Франции — век обольщения, наслаждения и любовных интриг. Одурманенный сладким хмелем придворных утех, он на всех парах летел к революции. Но это все будет потом, а пока балом правят удовольствия. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) был главным живописцем того времени.  Его искусство с неистовством и светской элегантностью препарирует тонкие вариации чувств и любовных порывов, восхваляя радость жизни.

От ранних жеманных пасторалей до поздних аллегорических полотен, от хитов и до редко появляющихся на публике рисунков и иллюстраций откровенно эротического содержания, в частности к басням Жана де Лафонтена и Неистовому Роланду Лудовико Ариосто, — на выставку съедутся более 80 произведений Фрагонара из государственных и частных коллекций Европы и США.Фрагонар был учеником Франсуа Буше, придворного живописца Людовика XV. От него молодой художник перенял жеманный рокайльный почерк, эту «вульгарную элегантность», которую, впрочем, он очень скоро начал оттачивать чувственностью и тонким вкусом. В картине Счастливые возможности качелей маленькая деталь — подъем изящной ножки, игриво выскакивающей из-под разлетающихся юбок, эротичнее любой обнаженной груди. Его Купальщицы резвым духом близки Буше, а томными телами уже тянутся к Рубенсу. Под влиянием живописи фламандцев и голландцев Фрагонар создает свою знаменитую картину Выигранный поцелуй (Метрополитен-музей). Работает он и над «галантными празднествами» в духе Антуана Ватто. В 1770–1780 годах Фрагонар создает Задвижку и Поцелуй украдкой — последние оммажи галантному веку. В разгорающийся революционный огонь Шодерло де Лакло подбросил свои Опасные связи — Франция рвалась на баррикады, а искусство взяло курс на классицизм. Излюбленная тема принимает у Фрагонара аллегорические формы, и этой новой, серьезной любви он отдается, кажется, с куда меньшим наслаждением, чем когда-то распутству. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+