Свой новый сезон Люксембургский музей открывает выставкой о любви

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Более 80 произведений Фрагонара приехали из разных мировых музеев и частных коллекций

Игра в жмурки
Купальщицы
Задвижка
Поцелуй украдкой
Выигранный поцелуй
Качели
Игра в жмурки
Купальщицы
Задвижка
Поцелуй украдкой
Выигранный поцелуй
Качели

XVIII век во Франции — век обольщения, наслаждения и любовных интриг. Одурманенный сладким хмелем придворных утех, он на всех парах летел к революции. Но это все будет потом, а пока балом правят удовольствия. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) был главным живописцем того времени.  Его искусство с неистовством и светской элегантностью препарирует тонкие вариации чувств и любовных порывов, восхваляя радость жизни.

От ранних жеманных пасторалей до поздних аллегорических полотен, от хитов и до редко появляющихся на публике рисунков и иллюстраций откровенно эротического содержания, в частности к басням Жана де Лафонтена и Неистовому Роланду Лудовико Ариосто, — на выставку съедутся более 80 произведений Фрагонара из государственных и частных коллекций Европы и США.Фрагонар был учеником Франсуа Буше, придворного живописца Людовика XV. От него молодой художник перенял жеманный рокайльный почерк, эту «вульгарную элегантность», которую, впрочем, он очень скоро начал оттачивать чувственностью и тонким вкусом. В картине Счастливые возможности качелей маленькая деталь — подъем изящной ножки, игриво выскакивающей из-под разлетающихся юбок, эротичнее любой обнаженной груди. Его Купальщицы резвым духом близки Буше, а томными телами уже тянутся к Рубенсу. Под влиянием живописи фламандцев и голландцев Фрагонар создает свою знаменитую картину Выигранный поцелуй (Метрополитен-музей). Работает он и над «галантными празднествами» в духе Антуана Ватто. В 1770–1780 годах Фрагонар создает Задвижку и Поцелуй украдкой — последние оммажи галантному веку. В разгорающийся революционный огонь Шодерло де Лакло подбросил свои Опасные связи — Франция рвалась на баррикады, а искусство взяло курс на классицизм. Излюбленная тема принимает у Фрагонара аллегорические формы, и этой новой, серьезной любви он отдается, кажется, с куда меньшим наслаждением, чем когда-то распутству. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+