18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний приют уникальных роялей

№37
Материал из газеты

Инициатива музыканта Петра Айду уже в скором времени обещает Москве новое место музыкальной силы

Справка

Музыка без пауз

Музеи музыкальных инструментов существуют в России и за ее пределами. Коллекция московского Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки насчитывает 900 различных инструментов народов мира. Один из самых ценных экспонатов — спинет работы итальянского мастера М.Ядра, датируемый 1565 годом. Он принадлежал семье Медичи, на его предклавиатурной доске — три медальона с изображением членов рода. Есть там и ряд фортепиано, изготовленных ведущими фабриками XIX века: S.Qrard, Bechstein, I.Pleyel, Lichtenthal. Музей музыкальных инструментов Берлина был создан в 1888 году. Одним из первых инструментов в коллекции стал переданный в дар музею кабинетный рояль из королевской библиотеки (на нем играл немецкий композитор и пианист Карл Мария фон Вебер). Среди экспонатов — один из самых драгоценных в мире инструментов — клавесин Иоланды де Полиньяк, фаворитки Марии-Антуанетты, а также множество уникальных флейт из коллекции короля Пруссии Фридриха Великого.

Еще…

Место, где собрано 60 фортепиано, самое старшее из которых  1820 года, находится далеко от культурного центра Москвы. «Приют роялей» расположился в районе метро «Войковская», на территории предприятия «Алмазный мир». Владелец коллекции — музыкант и композитор Петр Айду, а площадку безвозмездно предоставил директор предприятия.

Инструменты выставлены в огромном актовом зале, где они занимают десятую часть площади. Это не выставочное и не музейное пространство в полном смысле этих слов, экспонаты не атрибутированы и не каталогизированы. На вопрос о размерах коллекции Айду ответил так: «Постоянно привозят что-то новое, но я не успеваю следить за всем. Мне регулярно звонят, предлагая забрать очередной инструмент, я перезваниваю знакомым грузчикам, и они привозят, часто в мое отсутствие». В самом актовом зале раз в год проходят кадетские балы, все остальное время он принадлежит «Приюту роялей». Айду проводит тут различные акции, к примеру экскурсии в «Ночь музыки», концерты. Этим летом в Москву приезжал бельгийский реставратор Крис Маане, давший мастер-классы в консерватории и в «Приюте роялей».

В постоянно растущей коллекции фортепиано всего два инструмента «на ходу». Один из них — Brodwood 1820 года, недавно вывезенный Айду в Бельгию, где его отреставрировал Крис Маане. «Реставрация обошлась в €30 тыс. — все мои сбережения за несколько лет. Увы, в России мне не удалось найти хороших реставраторов фортепиано; те, что есть, портят инструменты, — рассказывает он. — Маане же полностью пересобрал наш Brodwood». В приют может попасть любой рояль, но приоритет отдается дореволюционным. Реставрация кропотлива и дорогостояща, поэтому неисправные инструменты владельцы выкидывают: спроса на них нет. «Приют роялей» существует без финансовой поддержки с чьей-либо стороны. Чтобы профинансировать приезд Маане, Петр Айду собирал средства в Интернете. Деньги требуются регулярно: стоимость доставки каждого инструмента составляет 10 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+