18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Последний приют уникальных роялей

№37
Материал из газеты

Инициатива музыканта Петра Айду уже в скором времени обещает Москве новое место музыкальной силы

Справка

Музыка без пауз

Музеи музыкальных инструментов существуют в России и за ее пределами. Коллекция московского Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки насчитывает 900 различных инструментов народов мира. Один из самых ценных экспонатов — спинет работы итальянского мастера М.Ядра, датируемый 1565 годом. Он принадлежал семье Медичи, на его предклавиатурной доске — три медальона с изображением членов рода. Есть там и ряд фортепиано, изготовленных ведущими фабриками XIX века: S.Qrard, Bechstein, I.Pleyel, Lichtenthal. Музей музыкальных инструментов Берлина был создан в 1888 году. Одним из первых инструментов в коллекции стал переданный в дар музею кабинетный рояль из королевской библиотеки (на нем играл немецкий композитор и пианист Карл Мария фон Вебер). Среди экспонатов — один из самых драгоценных в мире инструментов — клавесин Иоланды де Полиньяк, фаворитки Марии-Антуанетты, а также множество уникальных флейт из коллекции короля Пруссии Фридриха Великого.

Еще…

Место, где собрано 60 фортепиано, самое старшее из которых  1820 года, находится далеко от культурного центра Москвы. «Приют роялей» расположился в районе метро «Войковская», на территории предприятия «Алмазный мир». Владелец коллекции — музыкант и композитор Петр Айду, а площадку безвозмездно предоставил директор предприятия.

Инструменты выставлены в огромном актовом зале, где они занимают десятую часть площади. Это не выставочное и не музейное пространство в полном смысле этих слов, экспонаты не атрибутированы и не каталогизированы. На вопрос о размерах коллекции Айду ответил так: «Постоянно привозят что-то новое, но я не успеваю следить за всем. Мне регулярно звонят, предлагая забрать очередной инструмент, я перезваниваю знакомым грузчикам, и они привозят, часто в мое отсутствие». В самом актовом зале раз в год проходят кадетские балы, все остальное время он принадлежит «Приюту роялей». Айду проводит тут различные акции, к примеру экскурсии в «Ночь музыки», концерты. Этим летом в Москву приезжал бельгийский реставратор Крис Маане, давший мастер-классы в консерватории и в «Приюте роялей».

В постоянно растущей коллекции фортепиано всего два инструмента «на ходу». Один из них — Brodwood 1820 года, недавно вывезенный Айду в Бельгию, где его отреставрировал Крис Маане. «Реставрация обошлась в €30 тыс. — все мои сбережения за несколько лет. Увы, в России мне не удалось найти хороших реставраторов фортепиано; те, что есть, портят инструменты, — рассказывает он. — Маане же полностью пересобрал наш Brodwood». В приют может попасть любой рояль, но приоритет отдается дореволюционным. Реставрация кропотлива и дорогостояща, поэтому неисправные инструменты владельцы выкидывают: спроса на них нет. «Приют роялей» существует без финансовой поддержки с чьей-либо стороны. Чтобы профинансировать приезд Маане, Петр Айду собирал средства в Интернете. Деньги требуются регулярно: стоимость доставки каждого инструмента составляет 10 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+