Борис Годунов. Только подлинная история, без домыслов и мифов

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Около 150 редких экспонатов расскажут о времени правления русского царя

Неизвестный художник. Портрет царя Бориса Годунова. XVIII в. Холст, масло.
Шапка Мономаха. Первая половина XIV в. (?); крест и касты камней на тулье – Москва, XVII в. (?).
Псалтирь Годуновская. Москва, 1591 г. Переплет – Россия, начало XIX в.; наугольники – Москва (?), конец XVI в. (?) Писец Софроний. Публикуется впервые.
Икона «Богоматерь Одигитрия» в окладе, с киотом. Москва, последняя четверть XVI в.; оклад — XVI–XVII вв.; створки — вторая половина XVI в.
Седло. Москва, мастерские Кремля, конец XVI в. Принадлежало Борису Годунову.
Шапочка. Россия, конец XVI в.; сукно — Англия (?), XVI в.; тафта — Восток, XVI в.
Неизвестный художник. Портрет царя Бориса Годунова. XVIII в. Холст, масло.
Шапка Мономаха. Первая половина XIV в. (?); крест и касты камней на тулье – Москва, XVII в. (?).
Псалтирь Годуновская. Москва, 1591 г. Переплет – Россия, начало XIX в.; наугольники – Москва (?), конец XVI в. (?) Писец Софроний. Публикуется впервые.
Икона «Богоматерь Одигитрия» в окладе, с киотом. Москва, последняя четверть XVI в.; оклад — XVI–XVII вв.; створки — вторая половина XVI в.
Седло. Москва, мастерские Кремля, конец XVI в. Принадлежало Борису Годунову.
Шапочка. Россия, конец XVI в.; сукно — Англия (?), XVI в.; тафта — Восток, XVI в.

На выставке в Музеях Московского Кремля, посвященной Борису Годунову (1551–1605), покажут около 150 экспонатов, датируемых рубежом XVI–XVII веков, из ведущих музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Исторического музея. Трон, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, принадлежавшие Борису Годунову, расскажут подлинную, без домыслов историю царя. Ведь личность Годунова по сей день окружена мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего его убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов затем опровергались, в том числе и этот кровавый домысел в его биографии.

По сохранившимся источникам, никогда до Годунова русский двор не был столь великолепен. Царь покровительствовал искусствам: инициировал строительство нескольких храмов, в его правление процветали иконопись, декоративно-прикладное искусство и миниатюра. Постепенно сложился и стиль, получивший позже название «годуновский классицизм».

Однако Борис был не единственным меценатом в роду Годуновых. Его дядя и сестра Ирина, выданная замуж за сына Ивана Грозного Федора, тоже питали слабость к художествам. На выставке впервые широкой публике покажут Годуновскую псалтирь с 600 миниатюрами, которую Дмитрий Иванович Годунов подарил костромскому Ипатьевскому монастырю. Она была выполнена в 1591 году писцом Софронием в Москве.

Не чурался царь и импортных предметов роскоши. Его скипетр и держава были выполнены ювелирами из Западной Европы. Скипетр, скорее всего, происходит из мастерской императора Священной Римской империи Рудольфа II, а держава — произведение златокузнецов южногерманских городов. Трон Годунова был сделан в Персии; обитый персидским бархатом, с цветочно-растительным орнаментом на золотых пластинах, он послужил и его преемникам. Драгоценный кубок, выполненный в Нюрнберге, — свидетель учреждения патриаршества в 1589 году (Борис Годунов, в то время «премьер-министр» при царе Федоре Иоанновиче, стал инициатором основания Московского патриархата и принес в дар первому патриарху Московскому Иову кубок). О происхождении некоторых экспонатов выставки эксперты до сих пор не сошлись во мнении, как, например, в случае со знаменитой шапкой Мономаха. Древнейший царский атрибут датирован рубежом XIII–XIV веков. По одной из версий, шапка Мономаха — это золотая тюбетейка, полученная в дар от Узбек-хана Иваном Калитой и впоследствии увенчанная крестом. По другой — это дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+