18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Годунов. Только подлинная история, без домыслов и мифов

№37
Материал из газеты

Около 150 редких экспонатов расскажут о времени правления русского царя

На выставке в Музеях Московского Кремля, посвященной Борису Годунову (1551–1605), покажут около 150 экспонатов, датируемых рубежом XVI–XVII веков, из ведущих музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Исторического музея. Трон, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, принадлежавшие Борису Годунову, расскажут подлинную, без домыслов историю царя. Ведь личность Годунова по сей день окружена мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего его убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов затем опровергались, в том числе и этот кровавый домысел в его биографии.

По сохранившимся источникам, никогда до Годунова русский двор не был столь великолепен. Царь покровительствовал искусствам: инициировал строительство нескольких храмов, в его правление процветали иконопись, декоративно-прикладное искусство и миниатюра. Постепенно сложился и стиль, получивший позже название «годуновский классицизм».

Однако Борис был не единственным меценатом в роду Годуновых. Его дядя и сестра Ирина, выданная замуж за сына Ивана Грозного Федора, тоже питали слабость к художествам. На выставке впервые широкой публике покажут Годуновскую псалтирь с 600 миниатюрами, которую Дмитрий Иванович Годунов подарил костромскому Ипатьевскому монастырю. Она была выполнена в 1591 году писцом Софронием в Москве.

Не чурался царь и импортных предметов роскоши. Его скипетр и держава были выполнены ювелирами из Западной Европы. Скипетр, скорее всего, происходит из мастерской императора Священной Римской империи Рудольфа II, а держава — произведение златокузнецов южногерманских городов. Трон Годунова был сделан в Персии; обитый персидским бархатом, с цветочно-растительным орнаментом на золотых пластинах, он послужил и его преемникам. Драгоценный кубок, выполненный в Нюрнберге, — свидетель учреждения патриаршества в 1589 году (Борис Годунов, в то время «премьер-министр» при царе Федоре Иоанновиче, стал инициатором основания Московского патриархата и принес в дар первому патриарху Московскому Иову кубок). О происхождении некоторых экспонатов выставки эксперты до сих пор не сошлись во мнении, как, например, в случае со знаменитой шапкой Мономаха. Древнейший царский атрибут датирован рубежом XIII–XIV веков. По одной из версий, шапка Мономаха — это золотая тюбетейка, полученная в дар от Узбек-хана Иваном Калитой и впоследствии увенчанная крестом. По другой — это дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+