18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Годунов. Только подлинная история, без домыслов и мифов

№37
Материал из газеты

Около 150 редких экспонатов расскажут о времени правления русского царя

На выставке в Музеях Московского Кремля, посвященной Борису Годунову (1551–1605), покажут около 150 экспонатов, датируемых рубежом XVI–XVII веков, из ведущих музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Исторического музея. Трон, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, принадлежавшие Борису Годунову, расскажут подлинную, без домыслов историю царя. Ведь личность Годунова по сей день окружена мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего его убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов затем опровергались, в том числе и этот кровавый домысел в его биографии.

По сохранившимся источникам, никогда до Годунова русский двор не был столь великолепен. Царь покровительствовал искусствам: инициировал строительство нескольких храмов, в его правление процветали иконопись, декоративно-прикладное искусство и миниатюра. Постепенно сложился и стиль, получивший позже название «годуновский классицизм».

Однако Борис был не единственным меценатом в роду Годуновых. Его дядя и сестра Ирина, выданная замуж за сына Ивана Грозного Федора, тоже питали слабость к художествам. На выставке впервые широкой публике покажут Годуновскую псалтирь с 600 миниатюрами, которую Дмитрий Иванович Годунов подарил костромскому Ипатьевскому монастырю. Она была выполнена в 1591 году писцом Софронием в Москве.

Не чурался царь и импортных предметов роскоши. Его скипетр и держава были выполнены ювелирами из Западной Европы. Скипетр, скорее всего, происходит из мастерской императора Священной Римской империи Рудольфа II, а держава — произведение златокузнецов южногерманских городов. Трон Годунова был сделан в Персии; обитый персидским бархатом, с цветочно-растительным орнаментом на золотых пластинах, он послужил и его преемникам. Драгоценный кубок, выполненный в Нюрнберге, — свидетель учреждения патриаршества в 1589 году (Борис Годунов, в то время «премьер-министр» при царе Федоре Иоанновиче, стал инициатором основания Московского патриархата и принес в дар первому патриарху Московскому Иову кубок). О происхождении некоторых экспонатов выставки эксперты до сих пор не сошлись во мнении, как, например, в случае со знаменитой шапкой Мономаха. Древнейший царский атрибут датирован рубежом XIII–XIV веков. По одной из версий, шапка Мономаха — это золотая тюбетейка, полученная в дар от Узбек-хана Иваном Калитой и впоследствии увенчанная крестом. По другой — это дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+