Как найти Малевича

«0,10. Последняя футуристическая выставка картин», Петроград, зима 1915/16
Казимир Малевич. Супрематическая композиция (с восемью красными прямоугольниками), 1915
Казимир Малевич. Черный круг, 1915
Казимир Малевич «Супрематизм. Живописный реализм футболиста» 1915 г.
Казимир Малевич. Супрематизм, 1915
Любовь Попова. Путешественница. 1915
Владимир Татлин "Контррельеф (Живописный рельеф)" 1914-1916 гг.
Ольга Розанова. Рабочая шкатулка, 1915
«0,10. Последняя футуристическая выставка картин», Петроград, зима 1915/16
Казимир Малевич. Супрематическая композиция (с восемью красными прямоугольниками), 1915
Казимир Малевич. Черный круг, 1915
Казимир Малевич «Супрематизм. Живописный реализм футболиста» 1915 г.
Казимир Малевич. Супрематизм, 1915
Любовь Попова. Путешественница. 1915
Владимир Татлин "Контррельеф (Живописный рельеф)" 1914-1916 гг.
Ольга Розанова. Рабочая шкатулка, 1915

«В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» — если не идеальный, то оптимальный способ отпраздновать 100-летие «Черного квадрата» Казимира Малевича. Бесспорно, самой знаменитой, знаковой, загадочной и проклинаемой картины ХХ века. Выставка открылась в Базеле, в Фонде Бейелера, и стоит только изумляться, почему не в Санкт-Петербурге. Там «Черный квадрат» был впервые явлен публике на выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в доме № 7 по Марсову полю.

Однако российские музеи — Русский, Третьяковская галерея и еще полтора десятка счастливцев — обладателей полотен основателей русского авангарда — предпочли вывезти свои сокровища на гастроли, а не заниматься куда более сложной работой по реконструкции исторического события. Зато с ней отлично справился базельский музей, собравший со всего мира произведения Казимира Малевича и других участников той выставки. И предоставивший зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии на выставку, подробные сведения о художниках.

В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно. Ее каталог не иллюстрирован, названия многих работ условны, и сохранилась приблизительно треть из 154 показанных произведений. Две участницы — Ксения Богуславская и Анна Кириллова — присутствуют в Базеле только фотографиями и биографиями (заметим, что статей о них нет даже в недавно вышедшей «Энциклопедии русского авангарда»). Зато остальные 12 художников представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Натан Альтман — одним натюрмортом, Василий Каменский — книжной графикой, Мария Васильева — тремя красивыми пейзажами. Одним контррельефом, живописным рельефом и многочисленными фотографиями утерянных работ — Владимир Татлин. Как и на петербургской выставке, он стал вторым главным героем, соперником Малевича, лидером московских художников, новатором. Несколько картин Ольги Розановой, Веры Пестель, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Михаила Менькова и Ивана Пуни (здесь у него 14 работ, в Петербурге было 23) сами по себе составили бы отличную выставку русского авангарда. Но «В поисках „0,10“» затеяна не ради них.

23 супрематические картины Казимира Малевича развешены в залах на почтительном расстоянии. Повторять историческую ковровую развеску с «Черным квадратом» в красном углу, как она запечатлена на фотографии 1915 года, в Базеле не стали. Прием уже не раз был использован в музейной практике. Ударным сделали ряд с «Черным квадратом» из Третьяковки, «Черным кругом» из частной коллекции и «Черным крестом» из Центра Помпиду. Так куратор выставки Мэтью Дратт уже делал на выставке Малевича в Музее Гуггенхайма в 2002 году. И, как и тогда, черная геометрия производит серьезное впечатление своим сокрушительным лаконизмом.

Третьяковская галерея привезла в Базель не самого именинника, а его авторскую копию 1929 года, выглядящую значительно свежее оригинала. Помимо российских музеев, несколько ярких композиций предоставил амстердамский Стеделейк-музей, еще несколько поступили из частных собраний, среди них две из Галереи Гмужинской. Одна супрематическая композиция Малевича принадлежит Фонду Бейелера. И Сэм Келлер, директор фонда и инициатор выставки, был счастлив, что смог подобрать ей такую великолепную компанию. Еще он рассказал, что подготовка «В поисках „0,10“» заняла несколько лет и российские музеи оказали ему огромную, в том числе научную, помощь.

В качестве оммажа выставке «В поисках „0,10“» Фонд Бейелера открыл большую экспозицию «Черное солнце», где собраны работы классиков модернизма и современных художников, связанные с малевичевским шедевром. Начинается все с композиции Василия Кандинского и геометрии Пита Мондриана, потом идут работы еще 34 художников — звезд прошлого и этого века, в том числе Марка Ротко, Энди Уорхола, Ричарда Серры, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона.

Материалы по теме:
Черный квадрат в красном углу
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+